Факторинг: ключевой фактор развития бизнеса
Филиппчук
О.М.
Специалист Бизнес-направления факторингового обслуживания
Финансовой корпорации "НИКойл"
e-mail: fil_om@nikoil.ru
В современных условиях ведения бизнеса компании-поставщики часто вынуждены
предоставлять покупателям отсрочку платежа. В зависимости от степени ликвидности
продаваемого товара, средний срок отсрочки колеблется в пределах 20-45
дней. Преимущества товарного кредита для покупателя очевидны: нет необходимости
выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты
или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения задолженности,
а также свести к минимуму риск получения некачественного товара. Однако
согласие поставщиков на предоставление товарного кредита приводит к сокращению
оборотных средств и ухудшению текущей ликвидности этих компаний, возникновению
кассовых разрывов и снижению финансовой устойчивости, что в итоге негативно
сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли. «Бремя»
долга по поставкам с отсрочкой платежа еще больше усугубляется в случае,
если покупатель не соблюдает указанные в договоре сроки. Это приводит
к десинхронизации товарных и денежных потоков и кассовым разрывам в платежной
системе самого поставщика. Тем не менее, предоставление или увеличение
отсрочки платежа является серьезным конкурентным преимуществом на рынке,
а порой и единственным аргументом, привлекающим покупателей.
Стремясь не допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов,
поставщики ежедневно проводят мониторинг состояния дебиторской задолженности.
В большинстве компаний за своевременный приход денежных средств на расчетный
счет отвечают менеджеры по продаже, что изначально не совсем корректно.
Ведь, с одной стороны, менеджер, привлекший клиента, заинтересован в долгосрочной
работе с ним, а следовательно, в поддержании «хороших отношений». С другой
стороны, менеджеру необходимо найти рычаги воздействия на компанию в случае,
если она нарушает договорные сроки.
Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при
наличии независимого контроля, например, со стороны факторинговой компании.
В рамках факторингового обслуживания банк-фактор проверяет платежную дисциплину
и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок
дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа, помогает
поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику.
Основная задача факторинга — обеспечить такую систему взаимоотношений
с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные
отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных
средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с
отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.
Схема факторинга выглядит следующим образом:

1. Поставка товара на условиях отсрочки платежа.
2. Уступка права требования долга по поставке Банку (или Фактору).
3. Финансирование (до 90% от суммы поставленного товара) сразу
после поставки.
4. Оплата за поставленный товар.
5. Выплата остатка средств по поставке за минусом комиссии
Фактора.
Финансирование осуществляется в день предоставления накладной на отгруженную
партию товара. Размер досрочного платежа составляет до 90% от суммы поставки.
Остаток средств (от 10%) за вычетом комиссии Фактора возвращается сразу
после оплаты поставки покупателем.
Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые
потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным
в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных
документов по поставкам с отсрочками платежа.
Зачастую факторинг сравнивают с банковским кредитом, хотя данные финансовые
продукты направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков.
Так, досрочные платежи, получаемые в рамках факторингового обслуживания,
компании, как правило, используют для финансирования текущей деятельности,
а кредитные ресурсы – в качестве инвестиционных или инновационных средств.
Факторинг имеет свои преимущества перед кредитом. При факторинговом обслуживании
не требуется залоговое обеспечение и оформление множества документов.
Необходимо лишь уведомить покупателей об изменении реквизитов для оплаты
поставок. Возвратность кредита в полном объеме заложена в его сути, что
требует от поставщика аккумулирования и вывода из оборота соответствующего
объема денежных средств. Факторинг же подразумевает возврат средств покупателями.
Сумма кредита определяется сразу, размер же финансирования при факторинге
не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента.
Таким образом, при факторинге поставщик получает деньги в нужном количестве
и на необходимый срок. Кроме того, погашение кредита не гарантирует
получение нового, а факторинговое обслуживание носит систематичный характер.
Таблица 1
Сравнение банковских продуктов
Факторинг
|
Кредит
|
Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от
дебиторов клиента
|
Кредит возвращается Банку заемщиком
|
Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической
отсрочки платежа (до 90 календарных дней)
|
Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 года
|
Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара
|
Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день
|
При факторинге переход компании на расчетно-кассовое обслуживание
в Банк не требуется
|
Кредит предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание
в Банк
|
Для факторингового финансирования никакого обеспечения не требуется
|
Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты
по расчетному счету, адекватные сумме займа
|
Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично
увеличиваться по мере роста объема продаж клиента
|
Кредит выдается на заранее обусловленную сумму
|
Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты
дебитором поставленного товара
|
Кредит погашается в заранее обусловленный день
|
Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении
накладной и счета-фактуры
|
Для получения кредита необходимо оформлять огромное количество
документов.
|
Факторинговое финансирование продолжается бессрочно
|
Погашение кредита не гарантирует получение нового
|
Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает
в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков,
связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг
и многое другое
|
При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и РКО Банк
не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг
|
В рамках факторинга, наряду с финансированием, Банк осуществляет управление
дебиторской задолженностью поставщика, освобождая последнего от массы
аналитической и практической работы. Получая от банка исчерпывающую информацию,
достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники
компании-поставщика могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства,
сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других
вопросов.
Важно отметить, что при факторинге банк покрывает основные риски поставщика,
возникающие при отгрузках с отсрочкой платежа, – риск неоплаты и несвоевременной
оплаты поставки покупателем.
Использование факторинга позволяет компаниям:
- Повысить ликвидность дебиторской задолженности;
- Ликвидировать кассовые разрывы;
- Застраховать риски, связанные с предоставлением отсрочки платежа
покупателям;
- Развить отношения с существующими покупателями и привлечь новых;
- Расширить свою долю на рынке.
Таблица 2
Преимущества факторинга
Преимущества факторинга
|
Для поставщика
|
Для покупателя
|
1. Дополнительное беззалоговое финансирование;
2. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности;
3. Уменьшение потерь в случае задержки платежей со стороны
покупателя;
4. Упрощение планирования денежного оборота;
5. Увеличение товарооборота;
6. Усиление контроля за оплатой текущей задолженности;
7. Возможность предложения покупателям эластичных сроков
оплаты;
8. Своевременная уплата налогов и контрактов поставщиков
за счет наличия в необходимом объеме оборотных средств.
|
1. Более выгодные условия оплаты, что не требует отвлечения
значительных денежных средств из оборота как в случае предоплаты
или оплаты по факту;
2. Планирование графика погашения задолженности;
3. Увеличение покупательной способности.
|
Оценка эффективности использования факторинга в деятельности компаний
показывает все преимущества этого финансового инструмента. Достаточно
проанализировать рост объема продаж товаров при условии практически неограниченного
финансирования и организационного обеспечения. Безусловно, комиссия банка
за факторинг сокращает размер выручки с каждой конкретной поставки, но
рост количества отгрузок значительно увеличивает итоговый объем выручки,
а соответственно положительным образом влияет на абсолютные и относительные
показатели деятельности компании.
На сегодняшний день факторинг весьма успешно используется в работе поставщиков
продуктов питания, парфюмерно-косметической, алкогольной продукции, канцелярских
товаров, товаров народного потребления, медикаментов, бытовой химии и
др. Все эти отрасли объединяет высокая ликвидность продаваемых товаров,
поскольку спрос на них постоянен и высок. Однако следует отметить, что
факторинг может быть применен в любых отраслях, где практикуется отсрочка
платежа, безналичный расчет и существуют постоянные торговые связи.
|