Тема 15: Международная
практика учета и отчетности
15.1.
Типы моделей учета
В мире существует
чрезвычайно большое количество моделей учета. Различия этих моделей вызваны как
историческими причинами, так и различиями условий окружающей среды, в которых
функционируют предприятия различных стран. Классифицировать их по всем
параметрам невозможно, да и вряд ли нужно. Можно, тем не менее, выделить две
классификации, которые достаточно просты, но при этом по своему интересны.
В первой деление
осуществляется по «географическому» принципу. Она является возможно старейшей
попыткой классификации, возникшей еще в 20-ых годах прошлого века. Естественно,
что страны относятся к каждой из моделей не по степени географической близости,
а по степени сходства их учетных практик:
1. Англосаксонская (британо-американская) модель. По этой модели работают в США,
Канаде, Мексике, Великобритания и бывшие ее колонии
(например, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка). Для этих стран характерна
ориентация на интересы таких пользователей, как инвесторы и акционеры, наличие
развитого рынка ценных бумаг, оказывающего влияние на требования к качеству
представления компаниями отчетности, прежде всего акционерными обществами,
отсутствие или слабое государственное регулирование бухгалтерского учета,
который регламентируется стандартами, разрабатываемыми независимыми (т.е.
негосударственными) профессиональными учетными организациями, а также
высокоразвитая система подготовки учетных кадров, выходящая далеко за пределы
национальных границ.
2. Континентальная, или европейская, модель. Эта модель объединяет Германию, Францию, Италию, Бельгию,
Швейцарию и др. Основными ее чертами являются сильное воздействие
законодательства на регулирование учета, тесная связь учета и налогообложения,
ориентация на государственные нужды, более слабое развитие профессиональных
организаций, выполняющих консультационную роль. Основными финансовыми донорами в большинстве
европейских стран являются банки. Меньшая актуальность общедоступной информации
для банков, которые обычно принимают участие в управлении предприятиями,
которые они кредитуют, приводит к тому, что качество раскрытия информации в
этих странах ниже, а государство предпринимает определенные усилия по его
увеличению.
3. Латиноамериканская модель. По этой модели работают Бразилия, Аргентина, Чили, Перу и
другие страны, для которых характерны высокие темпы инфляции и государственное
регулирование многих учетных вопросов. Отличие этой модели в том, что она четко сориентирована на нужды
государства, прежде всего налоговые. Для стран этой модели характерна большая
унифицированность и меньшая сложность отчетности. Также для них характерны
развитые механизмы учета инфляции. Россия соответствует большинству признаков,
которые характерны для этой модели.
Другая интересная модель, в которой типизация
осуществляется не только путем выделения характерных типов и черт, но и их
иерархическим подчинением друг другу, приведена на рис 1.Верхний уровень
иерархии определяет то, на какие экономические цели ориентируется учетная
система страны - макро- или микроэкономические. Потом осуществляется градация в
зависимости от того, на что ориентируется страна в построении системы учета -
на теоретические разработки, или на практические потребности либо делового
мира, либо законодательства. Наконец, в системах, ориентированных на практику,
можно осуществить деление по тому, как осуществляется регулирование - при
помощи законодательства (британская система и Германия), или основную роль
играют подзаконные акты. В макроэкономической ветви это прежде всего
особенности налогообложения, а в американской - постановления частных
организаций.
Россия не рассматривалась составителями этой
классификации и включена в нее условно. Тем не менее ключевые признаки являются
во многом общими для нее и других стран этой группы. В любом случае очевидно,
что Россия и США относятся к разным классам систем, и различие это начинается уже на самом верхнем уровне
иерархии.
Рисунок 1- Классификация моделей учета[1]
