Составитель: А.Ю.Казанская
Финансы и кредит
Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах).
Таганрог: ЮФУ, 2007
Факторинг - это деятельность специализированного
учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка), связанная с переуступкой этому учреждению клиентом-поставщиком неоплаченных
платежей-требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы
или оказанные услуги. Банк (факторинговая компания) за определенную плату
получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся
ему от покупателей суммы денег. Одновременно банк кредитует оборотный капитал
клиента и принимает на себя его кредитный и валютный риски.
Для клиента-поставщика факторинг
выгоден:
-основную часть денежной выручки он
получает сразу, экономит на расчетах со своими поставщиками, так как покупка у
них товаров с немедленной оплатой обходится дешевле, чем покупка в
кредит;
-становясь собственником неоплаченных
платежных требований, банк берет на себя риск их неоплаты, а в случае поставки
за рубеж - риск неблагоприятного изменения валютного курса;
- зная
точную дату оплаты своих требований, поставщик может планировать совершение
своих платежей;
- до
окончательного погашения счетов банк может оказывать клиенту ряд дополнительных
услуг, среди которых оценка кредитоспособности нынешних и потенциальных
должников клиента, ведение конторских книг, информационное, рекламное
обслуживание, страхование, сбыт, аудит, подготовка разнообразных статистических
сводок, юридическое консультирование.
Различают:
-конвенционный (широкий, открытый)
факторинг - поставщик указывает на своих счетах, что требование продано банку
(факторинговой фирме). При этом практически все функции, кроме производственных
(финансовое, бухгалтерское, юридическое и прочее обслуживание), осуществляет
факторинговый отдел;
-конфиденциальный (ограниченный, скрытый)
факторинг - контрагенты поставщика не осведомляются о кредитовании его продаж
факторинговой фирмой; предприятие-поставщик не теряет самостоятельной связи с
рынком; факторинговый отдел ограничивается выполнением только некоторых операций
- покупкой права на получение денег от покупателей, оплатой долгов и т. д. Риск
и соответственно стоимость конфиденциальных операций факторинга выше, чем
конвенционных. Факторинговые операции могут быть:
- внутренними, когда поставщик, его
контрагенты и факторинговая компания находятся в одной
стране;
- международными.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Где применяется чек?
- Что лежит в основе международной финансовой политики?
- Каковы основные финансовые категории?
- Что такое финансы предприятий?
- Для каких целей используется фонд финансовых ресурсов организации?
- В чем различие между ростовщическим и ссудным капиталом?
|