А.М. Литовских
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ТЕМА 5. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО
СОСТОЯНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
5.2. Анализ доходности (рентабельности)
Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными
и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма
прибыли или доходов. Относительный показатель - уровень рентабельности. Рентабельность
представляет собой доходность или прибыльность производственно-торгового процесса.
Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих
субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется
процентным отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости:
где р - уровень рентабельности, %;
п - прибыль от реализации продукции, руб.;
и - себестоимость продукции, руб.
Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного
питания определяется процентным отношением прибыли от реализации товаров (продукции
общественного питания) к товарообороту.
В процессе анализа изучают динамику изменения объема чистой
прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами,
влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции,
уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от внереализационных
операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль
и других налогов, выплачиваемых из прибыли.
Анализ доходности хозяйствующего субъекта проводится в сравнении
с планом и предшествующим периодом. В современных условиях сильных инфляционных
процессов важно обеспечить сопоставимость показателей и исключить влияние
их на повышение цен. Анализ проводится по данным работы за год. Показатели
прошлого года приведены в сопоставимость с показателем отчетного года с помощью
индексации цен, методика которой рассматривалась в разделе "Финансовые
ресурсы и капитал".
|