И.К. Шевченко
Организация предпринимательской деятельности
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004
Глава 3. Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия
3.2. Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия
Выбор оптимального варианта осуществления предпринимательской деятельности дает возможность
технико-экономического обоснования (ТЭО) предполагаемого проекта. Важнейшим инструментом ТЭО
является бизнес-план.
Для каждого варианта выбираемой стратегии составляется бизнес-план, который позволяет предпринимателю
определить направления действий на этапе становления предприятия, условия выживания при наличии
жесткой конкурентной борьбы, а потенциальным внешним инвесторам - решить вопрос относительно
участия в финансовой поддержке создаваемого предприятия.
В процессе разработки бизнес-плана предприниматель имеет возможности критически оценить свои
силы, ответить на вопросы о целесообразности создания предприятия, найдет ли оно своего клиента,
с кем придется конкурировать и удастся ли завоевать рынок сбыта.
Ситуация может сложиться таким образом, что на стадии разработки бизнес-плана предприниматель
убедится в бесперспективности проектируемого бизнеса. Это лучше, чем прийти к такому выводу
после того, как уже вложены средства, и предприятие начинает функционировать.
Для составления бизнес-плана необходима информация о емкости рынка, производственных и финансовых
потребностях предприятия. Производственные и финансовые потребности предприятия зависят от
проектируемых видов деятельности и от того, какую продукцию предполагается выпускать. Для
их расчета следует подготовить:
- перечень операций по обработке и сборке с учетом получения отдельных узлов и деталей по
кооперации;
- список необходимых сырья и материалов с указанием вероятных поставщиков, их месторасположения,
ориентировочных цен и транспортных тарифов по доставке;
- перечень необходимого технологического оборудования, его стоимость, возможность периодического
использования на основе аренды;
- перечень требуемых специальностей с указанием числа работников каждой специальности, расходов
на заработную плату, затрат по подготовке отдельных специалистов;
- потребность в производственных площадях, возможности аренды или купли помещений;
- предполагаемые накладные расходы. Бизнес-план по своей структуре является сложным документом.
Его разделы и параграфы должны охватывать все стороны деятельности предприятия, а состав
разделов может иметь особенности в зависимости от специфики предприятия.
Бизнес-план включает резюме и следующие разделы:
- Виды товаров и услуг.
- Рыночные исследования и анализ сбыта.
- Оценка конкуренции на рынках сбыта.
- Маркетинг.
- План производства.
- Организационный план.
- Юридический план.
- Оценка риска и страхование.
- Финансовый план.
В первом разделе дается описание всех товаров и услуг, которые будут предлагаться предприятием
на рынке. Указываются их основные преимущества и недостатки с позиций покупателя, отличия
между тем, что предлагает рынок в настоящее время, и тем, что предприятие может предложить
в перспективе. Особое внимание должно уделяться уникальным, отличительным свойствам продукта,
представленного в бизнес-плане;
Наиболее важным и трудным для составления является второй раздел. Основная цель его - убедить
вероятных инвесторов и кредиторов в конкурентоспособности предлагаемого проекта. Одновременно
предприниматель имеет возможность определить его нишу на рынке и контингент будущих покупателей.
Этот раздел основан на исследовании рынка и требует большого объема информации.
Третий раздел бизнес-плана посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов,
вероятной их стратегии и тактике, сопоставлению показателей товара проектируемого производства
и конкурентов. Для количественного сопоставления составляется специальная таблица. Если при
анализе таблицы выявятся преимущества, не превышающие 30% по сравнению с конкурентами, это
означает низкую конкурентоспособность проектируемого производства, если же преимущества находятся
в пределах 30-50% и более, - это показатель вероятности относительно устойчивого положения.
В четвертом разделе находят отражение способы достижения планируемых объемов продаж. При
этом указываются общая стратегия маркетинга, схема ценообразования и сбыта товара, методы
стимулирования роста объемов продаж.
Пятый раздел включается в бизнес-план тех предприятий, которые будут производить товары.
Главная задача этого раздела - убедить потенциальных партнеров, что организуемое предприятие
будет в состоянии производить необходимое количество товара в нужные сроки и высокого качества.
Указываются наличные и требуемые дополнительные мощности, определяются поставщики сырья, материалов,
комплектующих изделий, условия поставки. Расчет производственной мощности производится на
2-3 года и увязывается с видом и типом необходимого оборудования. Указываются вероятные поставщики
оборудования. Важнейшая часть пятого раздела - оценка издержек производства и их изменений
в перспективе.
Шестой раздел содержит общую характеристику организационной структуры предприятия, сведения
о персонале, расходы по заработной плате.
В седьмом разделе определяется организационная форма предприятия относительно собственности,
от чего зависит его правовой статус. Принятое в этом разделе решение позволяет в дальнейшем
разработать документы, регулирующие будущую деятельность предприятия.
В восьмом разделе содержится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения
и предполагаемого ущерба, организационные меры по предупреждению и нейтрализации рисков, программа
страхования от рисков.
Девятый раздел включает прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений,
таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия. Составление этого
раздела позволяет рассчитать объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта,
сроки окупаемости и ожидаемые доходы, определить источники инвестиций.
В завершение всей работы пишется резюме бизнес-плана, в котором находят отражение цели предприятия,
его возможности, стратегия, разработанные мероприятия, т.е. указывается все главное, что должно
быть понято и оценено потенциальным инвестором или кредитором проекта.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств
- Заключение. Библиографический список
- Сущность и виды ответственности предпринимателей
- Сущность и виды ответственности предпринимателей
- Ответственность за низкое качество продукции (работ, услуг)
- Сущность предпринимательского риска
|