П.Г. Ермишин
Основы экономической теории
Лекция 14. Национальная экономика и механизм ее развития
2. Сущность и функции финансов
Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих
товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства
и его деятельность на международной арене.
В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная
с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются
фонды денежных средств. При этом не имеет значение в какой форме выступают деньги:
в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся
на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.
Система образования и использования фондов денежных
ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы
общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством,
предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами
в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны,
разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую
осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими
клеточками общественного организма. На периферии этого организма финансовые отношения
прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих естественных функциях как средства
обращения или платежа. Но прежде чем дойти до этого конечного звена, они формируются
и обслуживают всю совокупность хозяйственных связей и экономических отношений.
Финансовая система включает три основных звена:
государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех
звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются
на их базе.
Государственные финансы состоят из двух основных
элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный бюджет
- это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют
государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время
и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных
бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных
бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются
ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем
распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой те денежные
средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют
строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется
за счет налогов с предприятий и населения.
Остальная часть поступает от использования государственной
собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета
включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение,
социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону,
государственное управление.
В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение
строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей
с получением блага. Подробнее об этом шла речь в лекции "Об экономической роли
и функциях современного государства". В Украине налоговая система находится еще
в стадии становления.
Соотношение доходной и расходной части бюджета может
быть сбалансированным, но может быть и неравным. Чаще всего государства сталкиваются
с ситуацией, при которой расходы превышают доходы. Практика бюджетного дефицита
широко развита в мире. Но всегда существует некоторый предел, за границей которого
начинаются нежелательные явления в экономике. Страна начинает жить в долг перед
своим населением, другими государствами, разбазаривает свое национальное достояние
и ухудшает условия жизни для будущих поколений. По расчетам МВФ бюджетный дефицит
не должен превышать 2% от ВНП. Дефицит бюджета Украины составляет 6-7% и покрывается
за счет кредитов НБУ (23%), внутренних займов - 33%, внешних займов - 44%. Естественно,
эти цифры нестабильны, но пока годовые отклонения от них незначительны.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Налоги и бюджетное регулирование
- Экономические функции правительства
- Образование средней нормы прибыли. Цена производства
- Основы экономической теории:Формирование цен на факторы производства
- Основные факторы производства
- Трансформация форм собственности в связи с изменениями материальных условий хозяйственной деятельности
|