П.Г. Ермишин
Основы экономической теории
Лекция 1. Предмет и метод экономической теории
1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном
мире
Экономика - это особая сфера общественной жизни
со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический
потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических
и духовных потребностей людей.
Великий английский экономист конца XIX и первой
половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром,
где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика
и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать,
отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию
природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие
от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.
Для многих поколений советских людей основным источником
экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма
и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными
догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались
все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие
марксизму-ленинизму.
Сегодня интерес образованных людей к экономической
теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые
происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс"
писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен
глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.
Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная
практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной
магистральной экономической теории дается с большим трудом.
В последние годы распространилось мнение о необходимости
буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих
университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких
курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на
глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся
на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические
процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим
устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической
теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая
экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей
экономике.
Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы,
подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления",
пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо
больше, чем им хочется, или нужно знать.
Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором
экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно
в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют
нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.
Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется
и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется
по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин
"Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование.
В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая
экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической
теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного
различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях
рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.
"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский
экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций,
применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом,
чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".
Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике.
Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность,
могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе.
Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить
свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний
и отдыха.
В то же время мы должны признать, что с экономическими
вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает,
как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным
заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер
пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен
спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в
панике с падением их курса и т.д.
Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко
и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический
анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если
она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик,
к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки
состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.
Большинство взаимодействий в обществе направляется
и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении
обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория
пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть
направленность в экономическом поведении людей.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Рыночный механизм и его элементы
- Цена земли
- Источники торговой прибыли
- Возникновение и основные этапы развития экономической науки
- Заработная плата как плата за труд
- Источники образования и специфика движения ссудного капитала
|