П.Г. Ермишин
Основы экономической теории
Лекция 7. Экономическая роль и функции современного государства
3. Предпринимательская деятельность государства
Выполнение сложных функций по регулированию рыночных
отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены
мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.
В хозяйственной деятельности капиталистических государств
ведущее место занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике
играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и
другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многие предприятия.
На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится 20-25
процентов национального достояния.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась
непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все
большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях,
принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального
продукта. Сфера государственной производственной деятельности давно вышла за пределы
почтово-посылочной службы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта.
Государства осваивали программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной
промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Доля государств в национальном
доходе приблизилась к 40 проц. вместо 5-10 проц. в начале века. Государственные
инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции
- до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 проц.
общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся
фундаментальные научные исследования.
Располагая финансами, государства выступают по отношению
частного сектора в качестве заказчика на производство продукции и одновременно
ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку. Государственные расходы
на товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход. Так, в США к началу
90-х годов они приблизились к 1 триллиону долл. вместо 9 млрд. долл. в 1929 г.
(закупка оружия, строительство автомагистралей, почтовых учреждений, оплата услуг
учителей, судей, пожарных и т.д.). В дополнение к приобретению товаров и услуг
государство производит выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от
налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице,
выплат по социальному страхованию и социальному обеспечению. Рост государственных
расходов, наряду с другими мерами, позволяет проводить соответствующую структурную
политику, формировать такие производственные структуры, которые отвечают требованиям
научно-технического прогресса, стимулировать научные исследования и подготовку
высококвалифицированных кадров.
Для последних десятилетий стало характерным формирование
смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную
форму.
Проблема государственной собственности и ее границ
все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля,
его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.
Если исходить из мирового опыта, то все задачи,
которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести
к следующим:
1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики,
металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2. Стратегическое прогнозирование развития науки
и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических
последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению
окружающей среды.
4. Создание производственной и социальной инфраструктуры:
транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
5. Выработка и обеспечение социальных гарантий,
особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным
трудом.
6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и
финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена
на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива
исключительно государства.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Инфляция: сущность, причины, последствия
- Типы банков и их роль в национальной экономике
- Трансформация форм собственности в связи с изменениями материальных условий хозяйственной деятельности
- Общественный продукт, его состав и стадии движения
- Человек - главный фактор и цель общественного производства
- Заработная плата как плата за труд
|