Е.О.Миргородская
Прикладная экономика Методические материалы к курсу.Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001
Тема 2. Общий анализ рынка и рыночных структур.
Источники информации о
рынке.
Конкуренция и
классификация рыночных структур. Факторы, влияющие на рыночную структуру.
Показатели концентрации и рыночной власти фирмы.
Эффективность совершенной
конкуренции и монополии. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке.
Некооперативные и кооперативные стратегии поведения фирм на рынке. Картель.
Парадигма «структура-поведение-результат» -
существование прямой (и обратной) связи между структурой рынка, поведением фирм
и результативностью функционирования рынка (возможность предсказывать параметры
функционирования рынка после анализа его структуры, базовых условий и поведения
фирмы).
В рамках этого подхода
функционирование отрасли трактуется как результат поведения продавцов и
покупателей, которое в свою очередь определяется структурой рынка.
Совокупность характеристик рынка
определяет его структуру или тип рынка.
1 подход – акцент на поведении производителей
(пассивная роль покупателей).

2 подход.
В основе этой классификации лежит количество
продавцов и покупателей, поэтому существуют рыночные структуры, где имеет место
власть покупателей – монопсония или олигопсония.

Границы
рынка
Идентификация рынка зависит от широты или узости задания его
границ.
Критерий Дж. Робинсон: рынок включает однородный товар и его
заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв (бреши) в цепи
товарных субститутов. Эти бреши определяют границы рынка в окрестностях данного
товара. Тем самым степень субституции характеризуется показателем перекрестной
ценовой эластичности спроса.
Отрасль – совокупность предприятий, производящих близкие
продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.
Отраслевой рынок – предприятия подотрасли,
объединенные выпуском заменяемых продуктов и конкурирующие между собой в сфере
реализации продуктов.
Концентрация отражает относительную величину и количество
фирм, действующих в отрасли. Уровень концентрации влияет на поведение фирм на
рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг
от друга. Чем меньше фирм на рынке, тем больше склонность к сотрудничеству, тем
менее конкурентный рынок.
Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера
фирмы с размером рынка, на котором они действуют.
Показатели концентрации:
Индекс концентрации.
Индекс концентрации рассчитывается как сумма рыночных долей
первых r крупных фирм, функционирующих на рынке:

Индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана представляет собой сумму квадратов рыночных
долей всех n фирм в отрасли:
gi
- объем продаж i-ой фирмы в
отрасли;
Q – рыночный объем продаж;
si – рыночная доля i-ой фирмы.
Некооперативные стратегии поведения фирмы.
1.Стратегия «ценовой войны» (парадокс Бертрана) – одинаковые
фирмы при взаимодействии устанавливают цену с учетом собственных интересов
максимизации прибыли. В результате возникает ценовая конкуренция и цена падает
до минимально возможного уровня ( MC) . Более высокая
цена не стабилизирует рынок, т.к. существует у одной фирмы конкурентное
преимущество. В долгосрочном периоде рынок имеет конкурентный результат, что
ликвидирует стимулы крупных фирм к производству и сбыту данного вида товара.
2.Лидерство доминирующей по цене фирмы. Фирма-лидер
устанавливает цену, исходя из своих условий равновесия, конкурентное окружение
принимает ее и формирует свои объемы относительно цены лидера.
Барометрическое ценовое лидерство – фирма-лидер первая
объявляет новую цену, которая отвечает новым рыночным условиям.
Кооперативные стратегии поведения
Это соглашения фирм относительно поддающихся контролю
параметров рынка – картельные соглашения.
Сохранение картельного соглашения тем выгоднее фирме:
- Чем выше вероятность повторных продаж на рынке,
чем выше величина дисконтирующего множителя,
чем меньше выигрыш, который фирма может получить в
краткосрочном периоде благодаря нарушению соглашения.
Чем больше потери, которые фирма понесет в результате
согласованных действий других участников картеля.
Для сохранения картеля участники должны повысить сумму
штрафа, налагаемую на нарушителя, и сделать угрозу штрафа максимально более
правдоподобной.
Факторы, облегчающие сохранение картеля.
Способность картеля поднять цены в отрасли и удерживать
длительное время на высоком уровне для всех фирм, входящих в него (эластичность
спроса, доля фирм в отрасли, входящих в картель).
Низкая вероятность наказания от правительства за
нелегальность картельного формирования.
Низкие издержки по организации картеля (затраты по ведению
переговоров: число фирм в отрасли; концентрация производителей – стратегия
сознательного подражания; однородность продукта отрасли; наличие в отрасли
торговых объединений).
Методы предотвращения нарушения картельного соглашения:
Контроль большего числа показателей, чем только цена (квота
производства, норма расходов на НИОКР, продуктовые ограничения маркетинговой и
сбытовой деятельности);
Раздел рынка сбыта между участниками картеля;
Использование особых условий;
Контрольные цены.
|