Разделы
· О сайте
· Юриспруденция
· Управление предприятием
· Маркетинговый план
· Финансовое планирование
· Бизнес-планирование
· Исследования рынка
· Форумы по бизнесу
· Должностные инструкции
· Положения об отделах




Рекомендуем

Полезные ресурсы и публикации:
-



Плановик.Ру

Е.О.Миргородская
Прикладная экономика
Методические материалы к курсу.Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001

Тема 2. Общий анализ рынка и рыночных структур.

Источники информации о рынке.

Конкуренция и классификация рыночных структур. Факторы, влияющие на рыночную структуру.

Показатели концентрации и рыночной власти фирмы.

Эффективность совершенной конкуренции и монополии. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке. Некооперативные и кооперативные стратегии поведения фирм на рынке. Картель.

 Парадигма «структура-поведение-результат» - существование прямой (и обратной) связи между структурой рынка, поведением фирм и результативностью функционирования рынка (возможность предсказывать параметры функционирования рынка после анализа его структуры, базовых условий и поведения фирмы).

В рамках этого подхода функционирование отрасли трактуется как результат поведения продавцов и покупателей, которое в свою очередь определяется структурой рынка.

Совокупность характеристик рынка определяет его структуру или тип рынка.

1 подход – акцент на поведении производителей (пассивная роль покупателей).

 2 подход.

В основе этой классификации лежит количество продавцов и покупателей, поэтому существуют рыночные структуры, где имеет место власть покупателей – монопсония или олигопсония.

Границы рынка

Идентификация рынка зависит от широты или узости задания его границ.

Критерий Дж. Робинсон: рынок включает однородный товар и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв (бреши) в цепи товарных субститутов. Эти бреши определяют границы рынка в окрестностях данного товара. Тем самым степень субституции характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса.

Отрасль – совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.

Отраслевой рынок – предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и конкурирующие между собой в сфере реализации продуктов.

Концентрация отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Чем меньше фирм на рынке, тем больше склонность к сотрудничеству, тем менее конкурентный рынок.

Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором они действуют.

Показатели концентрации:

Индекс концентрации.

Индекс концентрации рассчитывается как сумма рыночных долей первых r крупных фирм, функционирующих на рынке:

Индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана  представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех n фирм в отрасли:

 

gi  -  объем продаж i-ой фирмы в отрасли;

Q – рыночный объем продаж;

si – рыночная доля i-ой фирмы.

Некооперативные стратегии поведения фирмы.

1.Стратегия «ценовой войны» (парадокс Бертрана) – одинаковые фирмы при взаимодействии устанавливают цену с учетом собственных интересов максимизации прибыли. В результате возникает ценовая конкуренция и цена падает до минимально возможного уровня ( MC) . Более высокая цена не стабилизирует рынок, т.к. существует у одной фирмы конкурентное преимущество. В долгосрочном периоде рынок имеет конкурентный результат, что ликвидирует стимулы крупных фирм к производству и сбыту данного вида товара.

2.Лидерство доминирующей по цене фирмы. Фирма-лидер устанавливает цену, исходя из своих условий равновесия, конкурентное окружение принимает ее и формирует свои объемы относительно цены лидера.

Барометрическое ценовое лидерство – фирма-лидер первая объявляет новую цену, которая отвечает новым рыночным условиям.

Кооперативные стратегии поведения

Это соглашения фирм относительно поддающихся контролю параметров рынка – картельные соглашения.

Сохранение картельного соглашения тем выгоднее фирме:

- Чем выше вероятность повторных продаж на рынке,

чем выше величина дисконтирующего множителя,

чем меньше выигрыш, который фирма может получить в краткосрочном периоде благодаря нарушению соглашения.

Чем больше потери, которые фирма понесет в результате согласованных действий других участников картеля.

Для сохранения картеля участники должны повысить сумму штрафа, налагаемую на нарушителя, и сделать угрозу штрафа максимально более правдоподобной.

Факторы, облегчающие сохранение картеля.

Способность картеля поднять цены в отрасли и удерживать длительное время на высоком уровне для всех фирм, входящих в него (эластичность спроса, доля фирм в отрасли, входящих в картель).

Низкая вероятность наказания от правительства за нелегальность картельного формирования.

Низкие издержки по организации картеля (затраты по ведению переговоров: число фирм в отрасли; концентрация производителей – стратегия сознательного подражания; однородность продукта отрасли; наличие в отрасли торговых объединений).

Методы предотвращения нарушения картельного соглашения:

Контроль большего числа показателей, чем только цена (квота производства, норма расходов на НИОКР, продуктовые ограничения маркетинговой и сбытовой деятельности);

Раздел рынка сбыта между участниками картеля;

Использование особых условий;

Контрольные цены.

 




Copyright © 2006 - 2023, Плановик.Ру - бизнес, право, управление