Е.О.Миргородская
Прикладная экономика Методические материалы к курсу.Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001
Тема 4. Управление ценой. Ценовая дискриминация.
Мотивы и условия эффективности ценовой
дискриминации. Типы ценовой дискриминации. Совершенная ценовая дискриминация.
Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки. Разграничение рынков.
Практика ценовой
дискриминации. Связанные продажи. Нелинейное ценообразование (определение
комбинаций «объем покупки / цена»). Сезонное ценообразование.
Межвременная дискриминация.
Цель дискриминации заключается захвате фирмой потребительского
излишка в максимально возможном количестве.
1. Ценовая дискриминация первой степени
(совершенная) –
установление разной цены на каждую единицу товара, так чтобы каждая единица
товара продавалась как раз по денежной оценке своей предельной полезности для
какого-либо потребителя.
2. Ценовая дискриминация второй степени. Цены товара зависят от объема
покупки.
3. Ценовая дискриминация третьей степени
– различные
категории покупателей сталкиваются с различными
ценами, но каждая группа покупателей платит одну и ту же цену за любую
купленную единицу.
4. Взаимосвязанные продажи. Данный метод ценовой дискриминации
связывает продажу товара с покупкой другого товара, так что потребитель
вынужден платить за товар двойную цену.
5. Трансфертное ценообразование – ценообразование продуктов
подразделений фирмы, если используется для установление различных цен на промежуточные товары
подразделений фирмы с целью максимизации совокупной прибыли фирмы в целом. В
качестве дискриминируемых потребителей выступают отдельные подразделения фирмы.
6.Ценообразование,
ориентированное на затраты.
Цена устанавливается как сумма
средних издержек при стандартной загрузке оборудования и целевой нормы прибыли (средней
нормы прибыли, доминирующей на данном рынке или желаемой для фирмы).
6. Ценообразование, ориентированное на
спрос – фирма
учитывает малейшие изменения ценовых оценок товара еще до начала его
производства.
|