С.И. Головань, М.А. Спиридонов
Бизнес-планирование и инвестирование
Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 302 с.
12. ПЛАНИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Культура экономической
организации – сравнительно новое понятие и вид сознательной деятельности фирмы.
Организационная культура в
качестве особой отрасли хозяйственной практики и экономической мысли возникла в
первой половине 80-х гг. Она определила направленность многих значительных
исследований в области экономической и управленческой мысли, стала одной из
сфер крупных инвестиций и делового обучения.
Оформление концепции культуры
именно к этому периоду ознаменовало достижение фирмой некоторого уровня
развития. Культура возникает в результате созревания определенных экономических
предпосылок, эволюции фирмы в направлении гуманизации ее внутренних и внешних
отношений, интеграции организации со своей внешней и внутренней средой.
Возникает новая парадигма бизнеса, более полно ориентированная на человеческие
потребности и интересы, их учет и воплощение в хозяйственной практике
экономической организации. Используя сложившуюся терминологию, ее можно назвать
парадигмой бизнеса постиндустриальной эпохи. Понятие механизма, применявшееся
для описания фирмы, вытесняется понятиями "система" и "организм".
Фирма начинает восприниматься как живое существо. Более точно, происходит ее "очеловечивание",
а именно:
-
сфера
потребностей и интересов человека, занятого в экономической организации,
существенно расширяется. В процессе работы человек стремится к удовлетворению
целого комплекса присущих ему потребностей – от самых простых, базисных до
наиболее высоких, достигающих степени "религиозного экстаза". Его
рассматривают как члена определенного сообщества, социальной группы, коллектива
с присущими им ценностями и правилами поведения, как субъекта, подвергающегося
воздействию всех факторов внешней среды хозяйства, в том числе и факторов
общецивилизационного, общекультурного порядка;
-
человек
становится частью гибкой, чувствительной, гуманизированной системы.
Соответственно, его рабочие функции усложняются и обогащаются. Гибкая, склонная
к изменениям, высокотехнологичная организация постиндустриального типа
нуждается в компетентном, творческом, инициативном работнике. Новые технологии,
ориентированные на предварительные заказы, удовлетворение потребностей узких
сегментов рынка, способствуют повышению квалификации, освоению смежных
профессий, многовариантности и многоплановости трудовой деятельности.
В конечном итоге необходимо
отметить появление у фирмы второго лица, или, более точно, открытие фирмой
своего "второго лица". Возрастающее значение человека в деятельности
фирмы приводит к осознанию того" факта, что экономическая организация
является не только формальной структурой, нацеленной на получение прибыли, но и
сообществом людей с их межличностными отношениями и индивидуальным миром.
12.1. Понятие и функции организационной культуры
12.2 Структура и объекты планирования организационной культуры
12.3. Многообразие организационных культур
Контрольные вопросы к главе 12
|