Разделы
· О сайте
· Юриспруденция
· Управление предприятием
· Маркетинговый план
· Финансовое планирование
· Бизнес-планирование
· Исследования рынка
· Форумы по бизнесу
· Должностные инструкции
· Положения об отделах




Рекомендуем

Полезные ресурсы и публикации:
-



Плановик.Ру

С.И. Головань, М.А. Спиридонов
Бизнес-планирование и инвестирование

Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 302 с.

Предыдущая

6. ИННОВАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

6.1 Понятие и классификация инноваций

В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как "нововведение", "новшество" и "инновация". В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют.

"Новшество" характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию "изобретение". "Нововведение" - это освоение новой техники и технологий, улучшенных методов организации и управления. "Инновация" же - это деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм. Существует и другое определение: Инновация - это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

Э. А. Уткин в работе "Управление фирмой" определяет инновацию как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В общем плане инновация - это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.

Для успешной инновационной деятельности необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от  несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах; незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов.

Классификации инноваций

Различают следующие виды инноваций:

1)  По степени радикальности (новизны):

-  базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

-  улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильно развития научно-технического цикла;

-  псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

2)  По характеру применения;

-  продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;

-  технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;

-  социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;

-  комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;

-  рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.

3)  По стимулу появления (источнику):

-  инновации, вызванные развитием науки и техники;

-  инновации, вызванные потребностями производства;

-  инновации, вызванные потребностями рынка.

4)  По роли в воспроизводственном процессе:

-  инновации потребительские;

-  инновации инвестиционные.

5)  По масштабу:

-  инновации сложные (синтетические);

-  инновации простые.

Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно формы их организации также отличаются многообразием.

Сущность инновационного предпринимательства

В середине 20 века сложилось современное понимание предпринимателя как новатора. Задача предпринимателей - реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологий для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности.

Сутью этого определения является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация - это одна из самых сложных задач предпринимателя. Здесь требуется не только умение творчески мыслить и находить новые решения, но и понимать расклад сил, действующих в сложившейся обстановке.

Необходимость формирования инновационного предпринимательства в России обусловлена:

-  усилием интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;

-  определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;

-  необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники;

-  повышением технического уровня производства;

-  необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;

-  спецификой процесса научно-технического производства: имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов;

-  увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;

-  быстрым моральным старением техники и технологии и т.д.

Стабильный экономический рост может быть достигнут только на инновационной основе, при активном использовании современных научно-технических достижений. Лишь в этом случае реализуемы шансы на высокое качество роста, ресурсосбережение, эффективность производства, выпуск конкурентоспособной на внутренних и мировых рынках продукции.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

Виды инновационного предпринимательства

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1)  инновация продукции;

2)  инновация технологии;

3)  социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства - инновация продукции - представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, повышение престижа и т.д. Второй вид - инновация технологии - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить прибыль фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды и т.д. Третий вид инновационного предпринимательства - социальные инновации - представляет собой процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия.

Модели инновационного предпринимательства

На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:

1)  инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;

2)  инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями;

3)  инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства - фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами. Относительная редкость использования первой модели объясняется недостаточным потенциалом заводской науки. В России использование такой модели затрудняется тем, что принятие фирмами на свой баланс множества самостоятельных научных организаций проблематично из-за плохого финансового состояния крупных промышленных предприятий и неблагоприятных перспектив на заполнение портфелей заказов научных организаций.

В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям. Типовая схема инновационного предпринимательства приведена на рис. 6.1.

Рис. 6.1 Принципиальная схема инновационного предпринимательства

Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг) предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых в процессе создания научно-технической продукции; энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме того, может возникнуть потребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах. Необходимые материалы, сырье и комплектующие изделия (М) предприниматель приобретает у собственников оборотных средств, оплатив их стоимость (ДМ). Для производства научно-технической продукции (товаров, услуг) предпринимателю также необходимы основные средства (ОС) в виде сооружений, помещений, специального оборудования, оснастки, инструментов и т.п. предприниматель может приобрести их у собственников основных средств или арендовать. За требуемые для инновационной деятельности ОС необходимо уплатить денежную сумму (ДО), размер которой зависит от вида и количества необходимых для деятельности основных средств и их стоимости. Для осуществления инновационной деятельности предпринимателю также необходимо привлекать научно-технические кадры, производственный персонал, т.е. рабочую силу (РС), затрачивая на это определенные трудовые ресурсы (ДРС). Результатом инновационной деятельности выступает готовый товар (продукция, услуга) (Т), который предприниматель реализует потребителю инновационной продукции по цене  (ДТ), включающей в себе затраты на производство и прибыль предпринимателя.

Предпринимательство как процесс

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием.

Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На рис. 6.2 представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара-новинки.

Особенно важное значение для инновационного предпринимательства приобретает именно первая стадия - поиск новой идеи, на которой мы и остановимся более подробно.

Инновационную идею можно определить как реально существующую возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов или модификаций, а также новых марок.

Для предпринимателя важно выделить для себя информационные источники, которые помогут ему найти какую-то определенную инновационную идею. При выявлении источников инновационных идей вызывает интерес классификация Питера Дракера, который выделяет семь источников инновационных идей:

1)  неожиданное событие (для предприятия или отрасли - неожиданный успех, неудача, неожиданное внешнее событие);

2)  неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представителями о ней;

3)  нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены;

4)  внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

5)  демографические изменения;

6)  изменения в восприятиях, настроениях, ценностных установках;

7)  новые знания (как научные, так и ненаучные).

Описание: 04

Рис. 6.2. Схема основных этапов разработки товара-новинки

Первые четыре источника инновационных идей (области изменений) он относит к внутренним, так как они находятся в рамках предприятия, в пределах отрасли промышленности или сферы услуг; такие источники доступны для работающих на данном предприятии или в данной отрасли. Последние три источника относятся к внешним источникам инновационных идей, так как они имеют свое происхождение вне данного предприятия или отрасли. Однако между всеми семью источниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться.

Предыдущая



Copyright © 2006 - 2023, Плановик.Ру - бизнес, право, управление