Вл.Т. Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2016.
Лекция 1. Административное право и его место в системе российского права
1.1. Понятие, предмет и метод административного права
Административное право — отрасль российской правовой системы,
представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования
общественных отношений, возникающих
в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
Как
самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.
Предмет
административного права регулирует общественные отношения, возникающие,
изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти государства.
Субъектами
таких отношений выступают представители органов исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же
или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения,
профсоюзы и другие субъекты права.
Предмет отрасли
административного права включает в себя изучение сущности исполнительной
власти, осуществляющей государственное управление, видов
административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений,
регулируемых нормами
административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов
государственного управления,
правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов
обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и
территориального управления.
Предмет административного
права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод
же
административного права устанавливает приемы и способы воздействия
административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе
управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.
Административное право
использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для
всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права,
можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая
отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:
предписание — возложение прямой юридической обязанности
совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;
запрет — возложение прямой юридической обязанности
не совершать те или иные действия;
дозволение — юридическое разрешение совершать те или
иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от
их совершения по своему усмотрению.
Особенности
административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета
административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.
Наиболее характерно для
метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств
распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне
административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых
другой стороне.
Административно-правовое
регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).
Все методы правового
регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное
право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.
|