Вл.Т. Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2016.
Лекция 8. Административная ответственность
8.3. Состав административного правонарушения
Для отграничения правонарушений
друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие
«состав правонарушения».
Состав административного
правонарушения
— это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние
квалифицируется как административное правонарушение и наступает
административная ответственность.
Иными словами, только при наличии
определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную
ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона,
субъект и субъективная сторона административного правонарушения.
Объект административного
правонарушения
— это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным
правом.
Общим объектом административного
правонарушения
выступают общественные отношения, возникающие в области государственного
управления.
Родовой объект — группа однородных общественных
отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ
построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав
данной части, поскольку они собраны по родовому признаку. В качестве родового
объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный
порядок; общественные отношения в области государственного управления, в
области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной
среды, в области финансов, таможенного дела и др.
Видовой, или непосредственный,
объект —
конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен
вред. Например, ст. 20.1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство,
которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах.
В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и
спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным
объектом.
Необходимо подчеркнуть, что
объектом посягательства административных правонарушений всегда являются
общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги,
ценности, товары и т.д.).
Вещи материального мира выступают
предметами и орудиями административного правонарушения.
Объективная сторона
административного правонарушения
— это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее
проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда? где? с помощью
каких средств совершено правонарушение?
Объективная сторона характеризуется
противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым
пассивным поведением).
Кроме этих элементов, при
квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.
В зависимости от оконченности
правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для
квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом
обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.
Для квалификации деяния, имеющего
материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия,
наступление вредных последствий и причинную связь между ними.
Указание на последствия в
некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную
ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Большинство административных
правонарушений имеют формальный состав.
Субъект административного
правонарушения
— это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное
правонарушение.
Индивид — это физическое лицо,
вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и
совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью
понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен
отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения
административного правонарушения.
Административную ответственность
несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения
достиг 16-летнего возраста (общее правило).
Организация приобретает
административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в
качестве юридического лица.
Помимо общего субъекта
определяются:
— специальный субъект
— правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний,
родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без
гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);
— особый субъект — лицо,
совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную,
а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.
В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ
к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные
сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными
уставами. Указанные лица, а также сотрудники органов внутренних дел, органов и
учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной
службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
прохождение военной службы (службы) на общих основаниях несут административную
ответственность лишь за некоторые административные правонарушения,
установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность регламентирована
нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных
органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен
такой вид административного наказания, как административный арест, а к
военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того,
административный штраф.
Субъективная сторона
административного правонарушения
— внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками
которой выступают вина, мотивы цель:
— вина — это
психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.
Формы вины — умысел и
неосторожность.
Умысел — заранее обдуманное намерение,
когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его
вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но
сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).
Неосторожность в свою очередь может
проявляться как:
— небрежность. Правонарушитель не
осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя
должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;
— самонадеянность. Правонарушитель
осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных
последствий.
Кроме вины как основного
признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:
— мотив —
внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить
правонарушение);
— цель — конечный
результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится,
совершая правонарушение).
Таким образом, если в деянии лица
усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается
административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов
не дает основания для привлечения нарушителя к административной
ответственности.
Знание вопросов
юридического состава административного правонарушения имеет практическое
значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать
административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости
наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения
лица к административной ответственности.
|