В.Т. Батычко
История отечественного государства и права в вопросах и ответах Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
11. Образование Русского централизованного государства
Процесс образования единого Русского государства выразился:
-
в объединении ранее независимых государств-княжеств в одно — Московское
княжество;
-
в изменении характера государственности и создании централизованного
государственного аппарата.
Процесс объединения земель вокруг Московского княжества
начался в конце XIII в. и закончился в начале XVI в. К Москве были присоединены Новгородская и Псковская
республики, Рязанское княжество, Смоленск и многие другие территории.
Следует отметить, что Русское государство складывалось как
многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного
государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и
другие народы.
Новый государственный аппарат Русского централизованного
государства сформировался к середине XVI в.
Возглавлял Русское государство великий князь, с конца XV в. он стал именоваться государем
всея Руси.
В XIII—XIV
вв. великий князь был типичным монархом раннефеодального государства. Он
возглавлял иерархию, состоявшую также из удельных князей и бояр.
Взаимоотношения между последними и великим князем определялись заключенными
договорами, которые предоставляли широкие феодальные привилегии и иммунитеты
князьям, боярам и монастырям.
По мере централизации государства и подчинения отдельных
княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIV—XV вв. происходит резкое
сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными
великого князя.
Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также
упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в
начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том,
что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог
только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.
Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял
государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы.
Боярская дума была постоянно действовавшим
органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной
должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума
вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную
деятельность.
Состав Боярской думы на протяжении XIV—XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре,
тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети
боярские и др.
В XIII—XV
вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система
управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и
другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти
придворные чины превращались в государственные должности.
Централизация государства, расширение территории и
усложнение социально-экономического и политического развития потребовали
создания специального управленческого аппарата.
В результате начиная с конца XV в.
происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные
учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства.
Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие
приказы.
Приказы совмещали административные, судебные и финансовые
функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы.
Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и
специальные уполномоченные.
К середине XVI в. приказная
система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную.
Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и
осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской
местности.
Компетенция наместников и волостелей четко не определялась.
Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо
жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» — часть собранного с
населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен.
С централизацией Русского государства положение кормленщиков
изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались
права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до
3 лет, ограничивались судебные права и др.
В начале XVI в. учреждаются новые
дворянские и земские органы — губные и земские избы. В их
компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции.
Специальных судебных органов еще не существовало. Суд не был
отделен от администрации, и судебные функции осуществляли:
великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники,
волостели и церковный суд. С созданием губных органов большинство уголовных дел
было отнесено к их компетенции.
Формируется система обжалования решений суда — центральные
органы могли рассматривать жалобы на решения местных судов.
В конце XV — начале XVI в. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать феодальное ополчение, дворянское поместное
ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско.
|