В.Т. Батычко
История отечественного государства и права в вопросах и ответах Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
29. Контрреформы в России в 1880—1890-х гг.
С середины 70-х гг. XIX в. вновь
возрастает крестьянское движение. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство
перешло к реакционной политике.
Контрреформы 1880—1890гг. в
России — это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных
положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX
в.
Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей
стране при посягательствах против государственного строя или безопасности
отдельных лиц состояния усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота
власти передавалась генерал-губернатору, расширялись права полиции и
жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные
меры против правонарушителей и т. д.
В 1889 г. было принято Положение о земских участковых
начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от
администрации.
Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт
земских участковых начальников. На них возлагались
полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над
сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за
деятельностью волостных судов и др.
Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать
ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный
ценз, звание потомственного дворянина. Назначение осуществлялось губернатором и
подлежало утверждению министром внутренних дел.
Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов,
их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем.
В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и
уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась
куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа
формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только
потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во второй, городской, курии
имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался
контроль администрации — губернатор сам назначал гласных из числа
крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах
значительно усилилось. • Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся
губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр
внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов
земского самоуправления.
В 1892г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что
привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней
буржуазии.
Избирательные права имели только те горожане, которые
владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий,
имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах
увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии.
Усиливался контроль за деятельностью органов городского
самоуправления: решения городских дум подлежали утверждению губернскими
правлениями.
Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное
управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно
выбирало городского старосту.
С нарастанием реакции в стране стала развиваться система
административной репрессии. Определенную роль сыграло примечание к ст.
1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых
административная власть принимает в установленном законом порядке меры для
предупреждения и пресечения преступлений и проступков.
Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров.
В 1871 г. были расширены права жандармерии в области
дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам
осуществлялось корпусом жандармов. Собранные материалы
передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или
принимал меры к решению дела в административном порядке.
С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим
преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием сената с участием сословных представителей.
В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о
печати, в 1874 г. из ведения общих судов — дела о противозаконных сообществах и
участии в них, в 1878 г. — дела о противодействии или сопротивлении властям.
Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых
дверях.
|