В.Т. Батычко
История отечественного государства и права в вопросах и ответах Учебное пособие. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
31. Становление конституционной монархии в России (конец XIX — начало XX в.)
Перед Россией на рубеже XIX—XX вв. встала проблема реформации всех сфер жизни, от
экономики до государственного строя. Ее предстояло проводить на огромной
территории, в стране с устойчивыми традициями и феодальными пережитками.
Возникли и получили развитие монополии в промышленной и
банковской сфере. Характерной особенностью русского капитализма являлось то,
что отечественное производство в значительной степени основывалось на
иностранных капиталах. Крупнейшие монополистические объединения действовали при
участии англо-французских финансовых кругов.
Также следует отметить сильное отставание
социально-экономического развития деревни. Сохранялись полукрепостнические
методы эксплуатации крестьян, непомерно высокие платежи и т. д.
Дворянство, бывшее главной опорой самодержавия, теряло
монополию на власть. На ведущую политическую роль стала претендовать буржуазия.
К началу XX в. в России обострились
национальные и национально-религиозные противоречия. Нарастала социальная
напряженность: расширялось рабочее движение, происходили крупные крестьянские
выступления. Поражение России в русско-японской войне 1904—1905 гг.
способствовало нарастанию революционных настроений.
На пути конституционного строительства в России важнейшими
документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.
Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет
на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем
куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система
лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и
другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и
обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные
события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.
17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании
государственного порядка» объявлялся переход страны к новому
строю — конституционной монархии. Манифест провозглашал
основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода
совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права
широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя
ее органом, ограничивавшим монархическую власть.
Основные законы устанавливали
двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия
императорской власти.
Сделанные правительством конституционные уступки были
обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием
либеральных идей и программ.
Основные государственные законы были
утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г.
Основные законы закрепляли такие гражданские права и
свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода
перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др.
Из Основных законов была устранена характеристика власти
императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской
власти сохранились: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная
самодержавная власть». Власть управления принадлежала императору во всем ее
объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял «в
единении с Государственным советом и Государственной думой». В целом Основные
законы закрепляли принцип разделения властей.
Основные законы предоставили Государственной думе и
Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право
утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые
правительством.
Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно
рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него
давление.
20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной
думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная
разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение
государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и
учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали
утверждению Государственным советом и императором.
Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов
Государственной думы могло осуществляться сенатом. Император своим указом мог
досрочно распустить Думу.
20 февраля 1906 г., одновременно с учреждением
Государственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном
совете.
Государственный совет становился верхней палатой, обладавшей
такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые
Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение
императора.
Состав Совета формировался следующим образом: половина
членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими
обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками и
торговцами, синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на
9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглавляли Государственный
совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.
|