В.Т. Батычко
Криминалистика в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
9. Виды следов в трасологии
Следы
трасологической группы классифицируются по различным основаниям.
Классификация следов позволяет судить о механизме их образования, о способе
совершения определенных действий, в результате которых возникли данные следы,
об особенностях объектов, образовавших эти следы.
По
источнику происхождения следы подразделяются на:
-
следы человека;
-
следы животных;
-
следы транспортных средств;
-
следы орудий, инструментов, производственных механизмов.
По
механизму образования и в зависимости от силы воздействия и твердости объектов
выделяются следы:
-
объемные;
-
поверхностные.
Объемные
следы образуются в результате остаточной деформации материала
следовоспринимающего объекта в случаях, когда сила воздействия и твердость
следообразующего объекта способны создать такую деформацию. Специфическими
особенностями данных следов является их зеркальность и трехмерное отображение в
них следообразующего объекта. Поверхностные следы образуются в тех
случаях, когда сила воздействия не способна вызвать остаточную деформацию
материала следовоспринимающего объекта, а изменения его происходят только на
поверхности.
По
степени восприятия различают:
-
видимые следы — обнаруживают без каких-либо специальных приемов, они
хорошо различимы невооруженным глазом;
-
слабовидимые следы — могут быть из-за маскирующего цвета фона или в силу
малых размеров;
-
невидимые следы - могут быть из-за неблагоприятного цвета фона или в
силу чрезвычайно малых размеров.
В
зависимости от особенностей механического воздействия объектов следообразования
одного на другой или друг на друга следы подразделяются на:
-
статические (оттиски);
-
динамические.
Статические
следы (оттиски) возникают в тех случаях, когда при соприкосновении
следовоспринимающего и следообразующего объектов отсутствует скользящее
движение одного из них по поверхности другого. Оттиск образуется в результате
воздействия силы лишь в одном направлении. Динамические следы образуются
в процессе скользящего движения одного или обоих взаимодействующих объектов. В
результате взаимодействия нескольких сил в принципиально разных направлениях
конфигурация следообразующего объекта воспроизводится на контактной поверхности
в виде линейных борозд и валиков.
В
зависимости от места расположения изменений на следовоспринимающем объекте следы подразделяются на:
-
локальные;
-
периферические.
Локальные
следы возникают в результате изменений, происходящих в границах контактного
соприкосновения следообразующего и следовоспринимающего объектов. Вокруг следа
поверхность осталась неизменной. Периферические следы возникают за счет
изменений за пределами зоны контактного взаимодействия следообразующего и
следовоспринимающего объектов.
Применительно
к следам человека, имеющим трасологическое значение, различают: следы
рук, перчаток, следы ног, обуви, следы зубов, иных участков головы (лица), не
имеющих папиллярных узоров (губ, носа, лба), следы одежды, следы крови.
Следы
рук по сравнению с другими следами наиболее часто и успешно используют
при раскрытии и расследовании преступлений. Это предопределяется функциональным
значением рук и наличием на них потожирового вещества.
Ладонная
поверхность рук (а также подошвы стоп) покрыта папиллярными линиями -
линейными возвышениями незначительной высоты и ширины, разделяемыми небольшими
бороздками. На коротких участках папиллярные линии прямолинейные, на
значительном протяжении изгибаются, образуя сложные узоры. Папиллярные линии
никогда не пересекаются, но могут сливаться, разъединяться, создавать узоры
различных типов. Наряду с папиллярными линиями в следах отображаются и иные
признаки рельефа кожи ладонной поверхности: флексорные (сгибательные) линии,
складки морщин, поры, шрамы, ожоги и т. п.
Наибольшее
значение в криминалистике придается рельефу, создаваемому папиллярными линиями,
в особенности узорам, расположенным на подушечках ногтевых фаланг пальцев рук.
Изучением строения папиллярных узоров занимается дактилоскопия.
Криминалистическое
значение папиллярных узоров определяется их важнейшими свойствами:
индивидуальностью, устойчивостью и восстанавливаемостью.
Существует три
типа папиллярных узоров:
а) дуговые,
где линии, образующие рисунок, идут от одного края подушечки пальца к другому.
Узоры этого
типа наиболее просты по своему строению и встречаются относительно редко (около
5% от общего количества). Дуги могут быть простые и сложные. В сложных дуговых
узорах потоки папиллярных линий в центре узора могут быть изогнуты, образуя
шатер, или иметь вид неразвитого рисунка;
б) петлевые,
где линии, образующие центральную часть рисунка, идут от одного бокового края
пальца к центру, а затем поворачивают и возвращаются к этому же краю.
Концы линий,
обращенные к краю пальца, называют ножками петли, а закругленную часть —
головкой петли. Со стороны головки петли расположены расходящиеся потоки линий,
огибающие петлю сверху и снизу. Место расхождения потоков называют дельтой.
Петли могут
иметь как относительно простое строение, так и более сложное — половинчатые,
замкнутые, изогнутые, параллельные и встречные петли.
Все петлевые
узоры подразделяют на мизинцевые и большевые. Петлевые узоры являются наиболее
распространенными, составляя около 65% от общего количества узоров;
в)
завитковые. В завитковом узоре имеются две дельты — справа и слева от
центральной части узора (редко три или четыре). Между дельтами располагается
рисунок в виде концентрических окружностей, овалов, спиралей, клубковых петель.
Завитковые
узоры подразделяются на простые и сложные. Завитковые узоры составляют около
30% от общего количества узоров.
Следы
ног могут быть обнаружены на месте происшествия при расследовании
различных преступлений. Осмотр и последующее экспертно изучение следов ног
позволяет определить ряд важных обстоятельств используемых для розыска и
изобличения преступника.
По следам ног
можно судить о человеке, оставившем их (его рост отдельные признаки походки); о
признаках обуви; об обстоятельства действия (направление и темп движения);
использовать следы для идентификации человека или его обуви.
Различают
следы босых ног, следы обуви, следы ног, одетых в чулки (носки). По следам
босых или одетых ног отождествляют человека; по следам обутых ног - обувь.
Следы ног
могут быть как объемные, так и поверхностные. Объемные следы легко
усматриваются на месте происшествия. Поверхностные следы видны хорошо, если они
оставлены испачканной или окрашенной подошвой
В следах
босых ног отображаются: размер ступни, длина и ширина каждого пальца, общая
форма ступни, общее строение папиллярных узоров, наличие флексорных
(сгибательных) складок.
Общими
признаками следа ноги, одетой в носок (чулок), являются: размер носка (чулка),
тип и схема переплетения нитей, фабричные швы в области пятки, мыска.
Общими
признаками подошвы являются: конструкция подошвы, размер подошвы и ее частей,
форма подошвы и отдельных ее частей, общая характеристика поверхности подошвы и
ее частей, количество рядов шпилек, гвоздей, винтов, наличие на подошве подковок,
шипов противоскольжения, фабричных клейм и обозначений.
По следу ноги
возможно приближенное определение роста человека и размера обуви, которую он
носит. Антропометрическими исследованиями установлено, что размер стопы
равняется 15,8% роста мужчин и 15,5% роста женщин.
Следы
зубов могут быть оставлены преступником на продуктах питания и на иных
предметах. Следы зубов могут быть обнаружены и на теле человека. По следам
зубов устанавливают, при каких условиях они образовались, и идентифицируют
человека.
По механизму
образования различают следы надкуса и откуса. Наиболее пригодны для
идентификации следы надкуса, так как они более информативны.
По следам
надкуса можно судить о следующих признаках зубного аппарата: форме и размерах
дуги зубного ряда, асимметрии правой и левой ветвей зубного ряда, наклоне зубов
в ряду, расстоянии между зубами, количестве зубов, наличии и виде
протезирования.
Экспертизу
производят криминалист и врач-стоматолог или судебный медик.
Следы
ногтей как объекты криминалистического изучения встречаются чаще всего
на теле потерпевшего или преступника. При осмотре и изучении следов ногтей
необходимо учитывать, что ногти не имеют достаточно выраженных частных
признаков, которые могли бы отобразиться в следах.
Ногти
человека классифицируются по форме, рельефу и контуру ногтевой пластинки, ее
длине, ширине, величине свободного края, цвету и особенностям.
По наличию,
месту расположения следов ногтей, их числу и степени выраженности можно судить
о некоторых обстоятельствах происшедшего события: о факте самообороны, о
способе причинения повреждений, факте удушения и др.
Следы ногтей
фотографируют и описывают в протоколе. При наличии предположения, что у
задержанного под ногтями могли сохраниться кусочки кожи (эпидермиса) с тела
потерпевшего или иные посторонние вещества с места происшествия, содержимое
из-под ногтей вычищают, затем ногти обстригают и все это направляют на
судебно-биологическую экспертизу.
Следы
одежды могут быть обнаружены на лакокрасочном покрытии транспортного
средства (при наезде на пешехода), на рыхлой земле (месте борьбы преступника и
жертвы) и на иных объектах места происшествия В следах одежды могут
отобразиться тип и рисунок переплетения нитей, другие общие признаки ткани, швы
одежды.
Следы одежды
фотографируют методом масштабной съемки и описывают в протоколе. Следы одежды
на лакокрасочном покрытии откопировывают на дактилоскопическую пленку, с
объемных следов изготавливают гипсовые слепки.
Вместе с
фотоснимками и копиями следов на экспертизу направляют одежду проверяемого
лица.
Следы
крови представляют собой следы-вещества. Трасологическое изучение формы
следов крови, обнаруженных на месте происшествия или на одежде, позволяет
установить механизм их образования. Зная, при каких условиях возникли следы
крови, можно с учетом прочих данных получить представление об отдельных
моментах преступного события
Различают
следы крови:
-
в форме лужи;
-
брызги крови;
-
следы от капель;
-
потеки крови;
-
помарки крови.
В своей
совокупности следы крови позволяют восстановить картину значительной части
преступного события: где, в каком месте потерпевшему были нанесены повреждения
и какие это могли быть повреждения; имела ли место борьба или самооборона;
могут ли быть следы крови на одежде и теле преступника; куда передвигался
потерпевший или переносили труп; в какой позе находилось тело потерпевшего в
момент ранения, а также другие обстоятельства.
Следы крови
фотографируют последовательно на всех тех объектах, где они обнаружены. Если
следы крови засохшие, то их можно перерисовать, поместив на них прозрачную
бумагу и обведя их контуры,
Трасологическое
экспертное исследование формы следов крови может осуществляться как на месте
происшествия, так и в лабораторных условиях, по фотоснимкам следов.
Механоскопия
— это раздел криминалистической трасологии, изучающий следы, оставленные
орудиями преступления, а также следы механизмов, инструментов и различных
приспособлений, применяемых для изготовления орудий преступления.
В криминалистике
к механизмам отнесены устройства, действия (работа устройств) и следы которых
не связаны непосредственно с силой мускулов рук человека, а зависят от
конструкции и особенностей функционирования деталей устройства и интеллекта
личности.
Механологические
следы лишь посредственно связаны с физической Характеристикой человека и
указывают в основном на наличие у лица определенных знаний, умений и навыков.
Установление
непосредственной причинно-следственной связи с конкретным лицом осуществляется
не идентификационными экспертными исследованиями, а путем проведения
следственных действий.
При
диагностике орудий, инструментов и механизмов по их следам используются
признаки формы, размера, взаиморасположения следов, а в процессе
идентификационных исследований — месторасположение частных признаков,
составляющих макро- и микростроение поверхности, их конфигурацию и размеры.
В
механоскопии орудия, инструменты и механизмы подразделяются на группы:
-
режущие — нож, ножницы и т. п.;
-
рубящие и долбежные - топор, зубило, лом и т. п.;
-
пилящие — напильник, пила и т. п.;
-
свеверлильные — сверла, буравы.
По способу
воздействия все орудия и инструменты можно подразделить на:
-
механические — нож, ножницы, стеклорезы, топор, долото, лом, пила, сверла,
буравы и т. п.;
-
термические — газо- и электроаппараты для резки металлов и их сварки.
В зависимости
от характера воздействия орудия, инструмента или механизма на объект возникающие
при этом следы делятся на три вида:
а) следы
давления (отжима) — образуются от удара (нажима) орудия взлома на
поверхность взламываемой преграды;
б) следы
скольжения (трения) — образуются, когда орудия взлома действуют под углом к
поверхности преграды;
в) следы
резания, распила и сверления — возникают при просверливании, распиливании
или сверлении какой-либо преграды.
Классификация
следов, образованных орудиями, инструментами или механизмами, полностью
соответствует общетрасологической.
Следы могут
быть:
-
объемными;
-
поверхностными;
-
динамическими;
-
статическими.
Транспортная
трасология — раздел криминалистики, изучающий следы, оставленные
различными транспортными средствами и их частями.
Изучение
следов транспорта позволяет решать как идентификационные, так и диагностические
задачи трасологии.
Следы
автотранспортных средств становятся объектами криминалистического
исследования, когда транспорт использовался как предмет посягательства,
средство совершения преступления или как средство передвижения в связи с
совершенным преступлением.
Следы,
оставленные транспортными средствами, с точки зрения криминалистики, могут
быть разделены на четыре группы:
а) следы
отображения ходовой части колесного, гусеничного и гужевого транспорта, саней,
образовавшиеся при движении или стоянке;
б) следы
отображения, оставленные выступающими частями транспортного средства;
в) следы
отображения различных объектов материальной обстановки места происшествия,
образовавшиеся на самом транспортном средстве;
г) отделившиеся
от транспортного средства отдельные части, детали, мелкие частицы, вещества,
оставшиеся на месте происшествия.
Следы
ходовой части оставляет безрельсовый транспорт.
По состоянию
колес в момент следообразования различают следы качения и скольжения. Первые
возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения
и пробуксовки, вторые - при полной блокировке колес в процессе торможения.
В зависимости
от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть
поверхностные и объемные.
Поверхностные
следы делятся на следы наслоения и отслоения. Следы наслоения бывают позитивные
и негативные.
Объемные
следы являются результатом остаточной деформации грунта и способны передать не
только объемную копию беговой части протектора, но и данные о его боковых
частях.
По следам
ходовой части определяют направление и режим движения; вид, модель транспортного
средства.
Вид и модель
транспортного средства можно определить по ширине колеи и базе автомобиля.
Ширина колеи
— это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес,
или между просветами задних спаренных колес.
База автомобиля
— это расстояние между осями передних и задних колес.
Все
выявленные признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра места
происшествия.
Изъятые на
месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на
экспертное исследование.
На разрешение
трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
-
шиной какой модели оставлен след;
-
тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте
происшествия;
-
в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы;
-
не образован ли след данной шиной;
-
какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на
одежде потерпевшего.
Отделившиеся
детали и части, обнаруживаемые на месте происшествия, используются для
розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения
конкретного участка, где произошло происшествие.
Остающиеся
при этом на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим
образом:
а) осколки
фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей
транспортного средства;
б) кусочки
лакокрасочного покрытия;
в) обломки частей
транспортного средства;
г) составные
части или крепежные детали отдельных узлов.
Исследование
фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в
зависимости от этого — модель транспортного средства.
Частицы
лакокрасочного покрытия, отделившиеся от транспортного средства, позволяют
установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения, а после
обнаружения транспортного средства провести трасологическую и
материаловедческую экспертизы
Следы
выступающих частей транспортного средства являются следами контактного
взаимодействия (следами-отображениями).
Они
образуются при столкновении двух и более транспортных средств; при ударе
частями транспортного средства по телу (одежде) пострадавшего, при переезде
через тело человека; при контакте транспортного средства с объектами окружающей
обстановки.
Изучение
следов контактного взаимодействия проводится для установления транспортного средства,
скрывшегося с места происшествия, а также для восстановления события
дорожно-транспортного или иного происшествия
Следы
выступающих частей транспортных средств делятся на следы статические и
динамические.
Локализация
следов зависит от вида столкновения.
При анализе
следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения
могут быть:
-
встречные — при движении транспортных средств во встречном направлении;
-
попутные — при движении транспортных средств в одном направлении;
-
угловые — при движении транспортных средств под углом друг к другу.
|