В.Т. Батычко
Гражданское право (Часть I) в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.
18. Объекты гражданских прав и их виды
Объектом гражданских прав
является то, по поводу чего возникает гражданское правоотношение между
субъектами.
К объектам гражданского права в
соответствии со ст. 128 ГК РФ относятся:
- вещи;
- деньги;
- ценные
бумаги;
- иное
имущество, в том числе имущественные права;
- работы
и услуги;
- информация;
- охраняемые
результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства
индивидуализации (интеллектуальная собственность);
- нематериальные
блага.
В зависимости от
оборотоспособности (способности отчуждаться и переходить от одного субъекта к
другому) объекты могут быть:
- не
ограниченные в обороте (свободно обращаемые) – могут отчуждаться и переходить к
любому лицу;
- изъятые
из оборота - нахождение в гражданском обороте не допускается. Такие объекты
должны быть прямо указаны в законе (например, ядерное оружие);
- ограниченные
в обороте – могут принадлежать лишь определённым участникам гражданских правоотношений
либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению
(например, огнестрельное оружие).
К объектам имущественного
оборота относятся материальные и нематериальные блага за исключением личных
неимущественных прав, которые являются неотчуждаемыми от их обладателя.
К объектам гражданских
правоотношений относятся материальные и нематериальные блага, включая
личные неимущественные права, поскольку гражданские правоотношения могут
возникать по поводу их защиты.
Следовательно, понятие «объекты
гражданских правоотношений» шире понятия «объекты имущественного оборота».
Материальные блага:
- объекты, имеющие материальную,
физическую форму (вещи, результаты работ, услуги, деньги, ценные бумаги и
т.д.).
Нематериальные блага:
- личные
неимущественные права, связанные с имущественными;
- личные
неимущественные права, не связанные с имущественными.
Личные неимущественные
права, связанные с имущественными – это исключительные права на
результаты интеллектуальной собственности и способы индивидуализации товаров и
их производителей (авторские имущественные права, право на товарный знак,
фирменное наименование и т.д.).
|