В.Т. Батычко
Конституционное право России Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 11 «Федеральное собрание Российской Федерации»
11.1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
Согласно
Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом Российской
Федерации.
Парламент как
государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты
(английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII - XIII веках.
Однако история современного парламента как общенационального представительного
учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма,
начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент
становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил
распространение парламентаризм - особая система государственного руководства
обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и
исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.
Парламент и
парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не
может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать
без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу
этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение
властей, представительность и законность.
Следует особо
выделить представительность, поскольку только в условиях демократического
самоопределения народа парламент приобретает характер демократически
легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от
коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного
представительства более позднего периода, и от представительных учреждений
социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет
говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на
принципе народного суверенитета.
В Российской
Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену
"двухступенчатому" механизму высших органов государственной власти
Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им
Верховный Совет.
Созданные в
годы советской власти в качестве представительных органов "нового,
социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного
парламентаризма", эти государственные органы по мере демократизации
российского общества, отражения в Конституции принципа разделения
законодательной, исполнительной и судебной властей и постепенного проведения
его в жизнь все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным
парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них
действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу
разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и,
во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения
представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским
представительным органам.
В ст. 94
Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание - представительный орган
Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства
является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская
демократия, в условиях которой формирование политической воли народа
возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее
ответственные решения.
В ст. 94
Конституции РФ Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган
Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти
реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание
Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни
один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не
одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в
рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере
законодательства.
Будучи
законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно
ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль
осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной
Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое
в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в
отставку.
Согласно ст.
95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и
Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население
Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой,
состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет
Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния.
Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его
решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской
Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.
До принятия
новой Конституции в Российской Федерации существовал двухпалатный высший
представительный орган государственной власти - Верховный Совет. Однако на деле
он функционировал как однопалатный орган, поскольку большая часть компетенции
Верховного Совета осуществлялась совместно обеими палатами, и весьма серьезную
роль играли общие для всего Верховного Совета органы: Председатель Верховного
Совета и Президиум Верховного Совета.
В Федеральном
Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в
соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут
собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий
Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.
Более того,
Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из
палат, обеспечивая тем самым систему "сдержек и противовесов" в
деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится
роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного
предотвратить возможность установления в Российской Федерации "тирании
большинства", завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или
иными политическими силами.
Следует
заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к
представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в
частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая
предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В обществе имеются силы,
которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического
института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли
ассамблею. Однако такие устремления наталкиваются на ряд противодействующих
факторов.
Многие
представители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная
дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся
политико-идеологические устои российской демократии. Если с точки зрения
политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части
населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли. Существен
и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным
олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической
культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту
заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве
и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.
Парламент
выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих
политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней
ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь
страны.
Вследствие
взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет
сложным, во многом противоречивым путем.
|