В.Т. Батычко
Правоохранительные органы в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
2. Правоохранительные органы: виды, особенности правовых статусов
В законодательстве нет специально сформулированного
понятия «правоохранительные органы». Оно сложилось на практике.
Его можно также встретить в различных документах ненормативного характера, а
также в некоторых нормативных актах. Исходя из этого существует множество точек
зрения различных авторов о том, какие органы относить к правоохранительным, а
какие нет. Подавляющее большинство авторов сходятся во мнении, что к
правоохранительным органам относятся, как правило, государственные органы (суд,
прокуратура, милиция, таможенные органы). Однако также большинство авторов
относит к категории правоохранительных органов также адвокатуру и нотариат,
которые по своему статусу нельзя отнести к чисто государственным органам. Такой
подход объясняется тем, что нет четкого определения правоохранительных органов.
Исходя из различных точек зрения, можно вывести
следующее определение: правоохранительным органом является
учреждение или должностное лицо (например, судья, прокурор, адвокат,
следователь), которые в соответствии с законодательством обязано и вправе
защищать права, законные интересы физических и юридических лиц, государства и
общества в целом, обеспечивать законность и правопорядок.
Руководствуясь данным определением можно составить
следующую систему правоохранительных органов:
-
Конституционный Суд Российской
Федерации и конституционные суды
субъектов Российской Федерации;
-
суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды;
-
прокуратура;
-
Федеральная служба безопасности
РФ;
-
милиция;
-
таможенные органы;
-
органы юстиции;
-
нотариат;
-
адвокатура
-
некоторые иные
правоохранительные органы.
Данный перечень является примерным, так как нет
четкого определения какие органы в законодательном порядке относятся к
правоохранительным. При этом все перечисленные органы имею свою собственную,
сложную структуру.
Правовые статусы правоохранительных органов напрямую связаны с функциями, которые
возложены на них. Правовой статус каждого правоохранительного органа закреплен
в том нормативно-правовом акте, который регламентирует его деятельность, исходя
из задач решаемых этим органом.
Общей особенностью правовых статусов
правоохранительных органов составляют следующие специфические черты:
-
правоохранительная деятельность
осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых
случаях – и в определенной процессуальной форме;
-
правоохранительную деятельность
могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных
органах, имеющих специальную, чаще всего юридическую подготовку;
-
решения правоохранительных органов
во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе
и выражены в соответствующей процессуальной форме;
-
законные и обоснованные решения,
принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными
лицами и гражданами;
-
все решения правоохранительных
органов, затрагивающих права и свободы граждан, могут быть обжалованы в
установленном законом порядке.
|