И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 9. Институт страхования в международном инвестиционном праве
9.7. Требования МИГА к страхованию иностранных инвестиций
Чтобы быть застрахованными МИГА, инвестиции должны отвечать
также следующим дополнительным требованиям, а именно они должны:
а) быть экономически обоснованными и вносить вклад в
развитие принимающей страны;
б) соответствовать законам и правилам принимающей
страны;
в) соответствовать провозглашенным целям и приоритетам
развития принимающей страны.
Включение таких дополнительных требований в Сеульскую
конвенцию некоторые специалисты объясняют тем прагматичным соображением, что
инвестиции, не способствующие экономическому развитию принимающей страны, в
большей степени подвержены опасности репрессивных мер со стороны правительства
этой страны [459].
Основу международного инвестиционного права составляет
совокупность международно-правовых национально-правовых норм, регламентирующих
отношения между различными участниками инвестиционного проекта. В случае
суброгации в сфере международного публичного права возникает новая проблема -
разрешение спора между МИГА и государством - членом этой международной
универсальной организацией в силу перехода к ней требований на основе
переуступки. При этом, хотя сторонами в инвестиционном споре выступают
равноправные субъекты международного права, государство и межправительственная
международная организация, существо заявленного требования носит чисто
коммерческий характер.
Данная проблема Сеульской конвенцией решается следующим
образом. Когда МИГА выступает в качестве суброгата, т.е. лица, к которому
переходят права требования в силу суброгации, участники спора вправе
договориться о порядке разрешения такого спора, но при условии, что этот
порядок не будет отличаться от порядка разрешения споров, предусмотренного в
Приложении II Конвенции, а также при условии, что достигнутое по этому
вопросу соглашение будет одобрено правлением МИГА. При этом положительное
решение достигается наличием квалифицированного большинства голосов, т.е. не
менее 2/3 голосующих членов МИГА, представляющих не менее 55% долей участия в
уставном фонде МИГА в соответствии со ст. 3 Сеульской конвенции.
Арбитражная практика по страхованию от риска
неконвертируемости валюты в рамках МИГА пока отсутствует. В этой связи
представляет интерес арбитражная практика ОПИК в данном вопросе, поскольку
позволяет определить критерии разграничения случаев введения валютных
ограничений и случаев девальвации валюты, от которых национальные агентства,
равно как и МИГА, не страхуют. Так, в решении Американской арбитражной
ассоциации по делу между Philip Morris International Finance Corporation и ОПИК
от 3 декабря 1987 г. [460] истцу было отказано в
иске, основанном на том, что Центральный банк Доминиканской Республики
отказался проконвертировать причитавшиеся истцу дивиденды по официальной
обменной ставке. Решение обосновывалось тем, что на момент отказа в конвертации
в Доминиканской Республике существовала свободная рыночная ставка, по которой
истец вполне мог проконвертировать и репатриировать в США свои дивиденды. Решение
Центрального банка Доминиканской Республики о сужении круга случаев применения
официальной обменной ставки, под которые попали и дивиденды истца, было
признано "законным осуществлением суверенной власти", ведущим к
девальвации национальной валюты, а вовсе не ограничением на ее конвертацию и
перевод, и поскольку страховая программа ОПИК также исключала девальвацию,
страховой риск неконвертируемости валюты был признан не наступившим.
В отличие от национальных страховых программ Сеульская
конвенция не предусматривает, что возмещению подлежат только полностью
утраченные инвестиции [461]. Однако если ущерб
инвестору причинен мерами, препятствующими ему осуществлять его права в
отношении инвестиций, или мерами, приведшими к сужению операций или снижению
доходности инвестиционного проекта, то страховое возмещение выплачивается
только в случае полной утраты инвестиций. Инвестиции считаются полностью
утраченными, если инвестор в течение 365 дней подряд лишен возможности
осуществлять свои основные права в отношении капиталовложения или если
осуществление инвестиционного проекта в результате экспроприационных мер
прекращается на тот же срок. Во всех остальных случаях вопрос о страховании
ущерба в полном объеме или частично МИГА решает в каждом конкретном случае.
Главная особенность международно-правового механизма
страхования иностранных инвестиций от некоммерческих (политических) рисков
заключается в том, что государство происхождения инвестора берет на себя
обязательство выплатить предусмотренную договором компенсацию при наступлении
обусловленного обстоятельства. По принципу суброгации оно приобретает право
требовать соответствующую сумму у государства-реципиента. Следовательно,
частноправовые международные инвестиционные отношения приобретают характер
межгосударственных и тем самым получают дополнительную международно-правовую
защиту.
|