И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 10. Институт налогообложения иностранных инвестиций
10.3. Российский правовой механизм оптимизации налогообложения иностранных юридических и физических лиц
В силу своих возможностей каждое государство пытается решить
проблему оптимизации налогообложения, заключив двусторонние договоры об
избежании двойного налогообложения.
Практика заключения межгосударственных соглашений в этой
сфере началась еще около 40 лет назад. К настоящему времени заключено
более 1970 таких договоров с участием 178 стран. С участием России (также СССР)
начиная с 1977 г. заключено более 97 общих двусторонних соглашений об избежании
двойного налогообложения, из которых в настоящее время действуют 67 (в том
числе два заключено СССР), прекратили действие - 16 (все с участием СССР), не
вступили в силу - 14. Среди партнеров России в этой сфере находятся все ведущие
страны (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония), а
также 11 государств СНГ [479].
По предмету правового регулирования выделяется семь групп
международных налоговых соглашений с участием России, например, соглашения об
избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество,
соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового
законодательств и т.д. [480]
В большинстве двусторонних соглашений России с другими
государствами в данной области в основу положены два принципа:
- подоходный налог - уплачивается по месту постоянного
местонахождения плательщика (lex domicilii). Речь идет о месте постоянного
проживания для физического лица, а для юридического лица - о месте его
регистрации;
- налог на недвижимое имущество уплачивается по месту
нахождения этого имущества (lex re sitae).
Хотя в некоторых соглашениях об избежании двойного
налогообложения могут применяться и другие критерии места взимания налога -
место извлечения дохода. Кроме того, они могут иметь неограниченное действие,
распространяющееся лишь на налогообложение отдельных видов деятельности
(например, транспортные перевозки) или имущественных отношений (например,
налоги на наследство) [481].
Каждое рассматриваемое соглашение обязательно включает
следующие положения:
- круг лиц, к которым оно применяется;
- налоги, на которые распространяется его действие;
- общие определения (договаривающееся государство, лицо,
компания и др.);
- положения, раскрывающие понятия "резидент",
"постоянное местопребывание", "постоянное
представительство";
- виды доходов (прибыль, доходы от имущества, дивиденды,
проценты, роялти, стипендии, пенсии и др.) и особенности их налогообложения;
- конкретный механизм избежания двойного налогообложения;
- меры, обеспечивающие недискриминацию в налогообложении;
- взаимосогласительные процедуры;
- порядок обмена информацией.
Круг лиц, к которым применяются двусторонние договоры этого
вида, прежде всего ограничиваются лицами, имеющими постоянное местопребывание в
одном или в обоих договаривающихся государствах, т.е. резидентами этих
государств.
Почти во всех соглашениях регламентируются исключительно
прямые налоги.
Непосредственно состав российских налогов в этих договорах
ограничивается налогами четырех видов, а именно налогом на доходы физических
лиц, налогом на имущество физических лиц, налогом на прибыль организаций и
налогом на имущество организаций.
Как известно, в соответствии с теорией и практикой
международного права установлен приоритет норм международного права над
национальными законами. В этой связи возникает конкретный практический вопрос:
имеют ли международные договоры об избежании двойного налогообложения характер
действия на территории государств-участников, например России? В соответствии
со ст. 15 (п. 4) Конституции РФ эти договоры являются частью
российской правовой системы и поэтому подлежат неукоснительному исполнению на
всей территории страны. Другими словами, все нормы вышеуказанных договоров имеют
прямое действие и могут применяться без соблюдения каких-либо процедур.
Дело в том, что с практической точки зрения принято считать,
что ни один международный договор не может учесть всех тонкостей и особенностей
будущего применения, особенно в части субъектного состава. Поэтому в России,
как и в некоторых других странах, установлены некоторые внутригосударственные
процедуры, позволяющие применять соглашения в соответствии с их смыслом и
назначением.
В России существует два способа применения положений
рассматриваемых договоров: предварительное освобождение от налогообложения
пассивных доходов иностранных юридических лиц из источников в Российской
Федерации и возврат налогов на доходы иностранных юридических лиц из источников
в нашей стране. Наиболее распространенные причины, по которым налоговые органы
отказываются от освобождения от налогообложения, является отсутствие
нотариально заверенной копии соглашения между иностранным юридическим лицом и
российским контрагентом, в соответствии с которым выплачивается доход,
несоответствие названного контрагента в заявлениях, поданных первоначально и
повторно. Причинами отказа иногда выступает отсутствие в заявлении подписи
должностного лица налогового органа иностранного государства или же заполнение
формы на английском языке и отсутствие у налогового агента доверенности на
подачу заявления и т.д. [482]
Российские соглашения основываются, что касается
налогообложения недвижимости, на принципе lex re sitae, а что касается
подоходных налогов - на принципе lex domicilii.
Российское законодательство предусматривает, что, если
иностранные компании, действующие в России, образуют в ней свои постоянные
представительства, доходы иностранной компании, извлеченные в России,
облагаются в ней налогами [483].
При исследовании данной темы не следует забывать, что Россию
не миновало такое явление, как бегство отечественного капитала в так называемые
офшоры, т.е. территории или государства со сверхльготным налогообложением.
|