И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 11. Институт международного арбитражного права иностранных инвестиций в системе международного инвестиционного права
11.2. Международно-договорные основы инвестиционного арбитража
11.2.3. ДЭХ как модель глобального международно-арбитражного механизма урегулирования инвестиционных споров
Как уже отмечалось выше, Россия с 1995 г. участвует,
хотя и на временной основе, в Договоре к Энергетической Хартии. Поэтому для нас
имеет важное значение рассмотрение арбитражного механизма ДЭХ.
Принципиальными положениями Договора к Энергетической Хартии
являются нормы ст. 26 о наделении инвесторов, которые считают, что им был
нанесен вред в результате нарушения ДЭХ, правом предъявлять иск против одной из
подписавших ДЭХ сторон, нарушивших его положения, для рассмотрения в ходе
обязательной международной арбитражной процедуры от своего имени. Положения ДЭХ
охватывают, как правило, как недискриминационный режим и запрет на введение
связанных с экспортом импортных квот, так и принцип невмешательства в
контрактные отношения и право на репатриацию доходов в конвертируемой валюте.
Как видно, перечень допустимых к оспариванию вопросов охватывает довольно
широкий круг. Впервые в истории международно-арбитражного урегулирования
инвестиционных споров ст. 26 ДЭХ резко расширяет арбитражную юрисдикцию в
сфере международных экономических отношений. По идее, любая жалоба какой-либо
иностранной энергетической компании на то, что она пострадала от действий
государственного органа, может привести к началу арбитражной процедуры против
любого государства-участника и даже против Европейского союза в целом [512].
Арбитражный механизм ДЭХ, относящийся к разрешению споров,
зафиксирован в ст. 26-28 (ч. V). В них предусматриваются отдельные
формы и методы разрешения споров между государствами и споров между инвестором
и государством-реципиентом. Предусмотренные в ДЭХ процедуры разрешения
инвестиционных споров аналогичны, а то и идентичны положениям многих ДИД в этой
сфере. Что касается первой категории споров, то в ДЭХ, как и в ДИД,
предусматривается обращение в арбитражный суд ad hoc в случае, если спор не
удается разрешить по дипломатическим каналам. В этой связи следует напомнить о
ст. 15 ДЭХ, посвященной суброгации, в которой конкретно признается
передача прав и требований договорившейся стороне одним из ее инвесторов.
Статья 26 ДЭХ начинается с того, что любой спор между
договорившимися сторонами и инвестором должен разрешаться по возможности
дружественным путем, т.е. без обращения в судебно-арбитражные органы. В случае
если альтернативный, т.е. досудебный, способ урегулирования инвестиционного
спора не дал положительных результатов, то инвестор может прибегнуть к его
разрешению, используя один из следующих трех методов: 1) передать его в суды
или административные трибуналы договаривающейся стороны; 2) в соответствии с любой
применимой, предварительно согласованной процедурой разрешения спора; или 3) в
соответствии с положениями, изложенными в ст. 26.
Третий вариант в соответствии со ст. 26 предусматривает
следующие механизмы разрешения споров: Международный центр по урегулированию
инвестиционных споров; Правила дополнительной процедуры ИКСИД; Арбитражный
регламент комиссии ООН по праву международной торговли или Арбитражный институт
Международной торговой палаты в Стокгольме.
В этой связи следует подчеркнуть, что срок представления
спора для разрешения в соответствии с предложенными процедурами составляет
всего три месяца. Кстати, двусторонние инвестиционные соглашения о взаимном
поощрении и защите инвестиций иногда предусматривают шесть месяцев (например,
договор между Россией и США).
Как видно из ст. 26 ДЭХ, помимо обращения в суды
принимающего договаривающегося государства, у инвестора есть альтернатива:
разрешить спор любыми другими согласованными средствами или задействовать
процедуры собственно ст. 26, т.е. инвестор может воспользоваться вариантом
делокализованного разрешения спора. Последний вариант может оказаться
предпочтительным в тех странах, где национальная судебно-арбитражная система
считается недостаточно эффективной. Но здесь есть свои минусы, поскольку эта правовая
норма предполагает отсутствие доверия со стороны инвестора к внутренней системе
урегулирования споров принимающего государства. Однозначно, что такое положение
уже само по себе не может свидетельствовать о хороших, перспективных отношениях
между сторонами. В таких обстоятельствах вариант арбитражного разбирательства в
международном учреждении скорее всего будет крайним средством, используемым
тогда, когда деловые отношения между сторонами уже ухудшились. Во всяком
случае, обращение в международную арбитражную организацию может быть разрешено
в конкретном случае, если принимающее договаривающееся государство не дало
согласия на передачу того же спора в международный арбитраж на более позднем
этапе, когда первоначально достигнута договоренность о выборе внутренней
процедуры урегулирования споров или иного согласованного метода в соответствии
с правами государств в соответствии со ст. 26 (3) (b) (i). Между прочим,
24 договорившихся государства предпочли такое ограничение [513].
Однако применение данного положения о том, что инвестору
могут не дать согласия на передачу спора в международный арбитраж, если
инвестор ранее передал спор в местный суд или административный трибунал, или
передал его для разрешения в соответствии с предварительно согласованной
процедурой разрешения спора, порождает определенные несостыковки. Например,
если в соответствии с национальным законодательством споры вначале должны
рассматриваться в местных судах или трибуналах, то может ли страна - участница ДЭХ,
которая была внесена в перечень в Приложении ID, помешать инвестору, которому
нанесен ущерб, прибегнуть к международному арбитражу? Или не может ли такое
вынужденное, а не добровольное обращение в местные суды лишить инвестора права
на обращения в международный арбитраж по спорам, связанным с инвестициями
согласно ДЭХ? Такое пожелание предоставить инвесторам, потерпевшим ущерб,
автоматический доступ к международному арбитражу в случае спора с принимающей
страной явно контрастирует с тенденцией фиксирования такого права в большинстве
ДИД [514].
Международно-правовой анализ соответствующих положений ДЭХ
свидетельствует о том, что этот многосторонний договор юридически закрепил
новый способ установления прямого арбитража для частных инвесторов, независимо
от положений конкретного арбитражного соглашения. Инвесторы, и только они, а не
государства могут выбрать национальные суды, предварительно согласованную
процедуру регулирования споров или арбитраж по правилам ИКСИД, ЮНСИТРАЛ или Стокгольмской
торговой палаты.
Эта международно-арбитражная концепция имеет свои проблемы,
поскольку она фактически подменяет арбитражную юрисдикцию, обязательную для
принимающего государства и необязательную для инвестора, в отношении любого
механизма урегулирования, который стороны согласовали или могли бы согласовать
между собой [515]. Иногда утверждается, что такой механизм
предназначен для обеспечения дополнительной защиты мелких компаний, которые не
обладают мощной переговорной позицией и знаниями для ведения переговоров по
созданию эффективного арбитражного механизма самостоятельно.
Новая арбитражная юрисдикция, введенная в
правоприменительную практику ДЭХ, фактически дает возможность инвестору вести
переговоры непосредственно с правительством, что само по себе выступает одной
из конкретных форм урегулирования споров, и впоследствии выбрать, когда спор
возникнет, международной арбитраж в соответствии со ст. 26 (4). За
исключением стран, перечисленных в Приложении ID, инвесторы могут выбирать в
момент возникновения спора соответствующую судебную инстанцию для такого
разбирательства, сначала они могут попробовать национальные суды и, если эти
попытки окажутся безуспешными, перейти к международному арбитражу. Таким
образом, ст. 26 устанавливает процедуру суперапелляции против национальных
судов, или договорного арбитража.
Под арбитражный механизм ДЭХ подпадают только споры,
связанные с инвестициями, каковыми считаются "все виды активов,
находящихся в собственности или контролируемых прямо или косвенно
инвестором" (ст. 1 (5), (6)). Споры, касающиеся доступа, особенно
неимперативные прединвестиционные обязательства в соответствии со ст. 10 и
18, по всей видимости, исключены. Предынвестиционная деятельность, однако, может
привести к возникновению целого ряда "мелких" инвестиций до
наступления окончательного этапа "полной" инвестиции. После
превышения порогового значения, содержащегося в определении инвестиции в
ст. 1 (6), инвестиции подпадают под это положение, если они являются элементом
последовательных этапов между предварительной и окончательной инвестицией.
Арбитражный трибунал может рассматривать, как уже
говорилось, только претензии о нарушении обязательств по ч. III. Ссылка на
ч. III существенно применительно к тому, какие элементы она не охватывает
явно и преднамеренно: споры в отношении транзита, конкуренции и окружающей
среды.
Исключаются ли в таком случае из положений о рассмотрении в
рамках инвестиционного арбитражного разбирательства какие бы то ни было
обязательства по ч. IV? По мнению известного специалиста Т. Вальде,
об этом не приходится говорить [516]. Часть IV ДЭХ объединяет
самые разные вопросы, причем некоторые из них предусматривают тот или иной
конкретный метод урегулирования споров (ст. 19, посвященная экологии),
другие с косвенными ссылками на ч. III и инвестиционный арбитраж по
ст. 26 (ст. 13). Большая их часть определяет условия толкования,
пояснения и изъятия из обязательств принимающего государства, возникающих в
соответствии с ч. III ДЭХ.
Очень важным положением ст. 26 ДЭХ является согласие
инвестора и договаривающейся стороны на передачу спора в международный арбитраж
должно отвечать требованию, предъявляемому в отношении письменного согласия для
ст. II Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных
арбитражных решений от 10 июня 1958 г. (Нью-Йоркская конвенция). Кроме
того, арбитражное разбирательство "по просьбе любой стороны в споре
проводится в государстве, являющемся стороной Нью-Йоркской конвенции". В
силу этого положения ДЭХ предусматривается разрешение спора согласно правилам
международного арбитража и, кроме того, гарантируется приведение в исполнение
арбитражных решений.
Конкретным подтверждением существенности этого условия можно
считать следующее. В 1995 г. в Казахстане вошел в силу Закон об
иностранных инвестициях. Однако новый Закон не содержит четкого определения в
отношении того, что решения (органов, проводящих разбирательство в целью
разрешения споров) будут приводиться в исполнение в судах Казахстана. В статье
27 (5) Закона об иностранных инвестициях говорится только, "что исполнение
решений осуществляется на основе законодательства Республики Казахстан об
исполнении решений суда". Остается открытым вопрос о том, быть ли
правопреемником в отношении всех международных договоров, которые были
подписаны СССР, который, как известно, был участником Нью-Йоркской конвенции о
признании и приведении в исполнение арбитражных решений 1958 г. Поскольку
Казахстан впоследствии официально не объявил о своем присоединении к
Нью-Йоркской конвенции, то положения Закона об иностранных инвестициях не ясны
в том, что касается приведения в исполнение иностранных арбитражных решений.
По крайней мере, в сфере инвестиций, связанных с
энергетической областью, на которую приходится значительная доля иностранных
инвестиций в Казахстане, правительство, по сути дела, согласилось на приведение
в исполнение арбитражных решений. В статье 26 (8) ДЭХ говорится:
"Арбитражные решения, которые могут включать решение об уплате процентов,
являются окончательными и обязательными для сторон в споре... Каждая
Договаривающаяся Сторона без задержки исполняет любое такое решение и
предусматривает обеспечение эффективного исполнения таких решений на ее
территории". В этом отношении ДЭХ можно толковать в том смысле, что он
может уменьшать некоторые аспекты политического риска и делает это.
Оценивая способность ДЭХ уменьшить политический риск,
необходимо учитывать два условия: рассматривается ли этот вопрос с точки зрения
положения дел ex ante или с точки зрения положения дел ex post и по истечению
какого периода времени ожидаются успехи в результате применения ДЭХ. По мнению
специалистов, ДЭХ вносит небольшой вклад в дело уменьшения политических рисков
на прединвестиционного периода особо обременительны только для малых компаний с
ограниченным финансовыми и трудовыми ресурсами.
Для этих компаний цена неудачи в связи с риском
прединвестиционного этапа в подготовке конкретного проекта, но и может включать
в себя ущерб, понесенный компанией в связи с невозможностью одновременной
проработки альтернативных проектов. В то же время крупные международные
нефтяные компании в состоянии заниматься проработкой большого числа
инвестиционных предложений одновременно. Что касается осуществления инвестиций
ex post, то процедуры разрешения споров, зафиксированные в ст. 26,
позволяют иностранным инвесторам получить осязаемую защиту от политических
рисков в послеинвестиционный период. Сюда относится право обращения в арбитраж
для проведения арбитражного разбирательства в связи с иском к правительству в
случае нарушения последним одного из юридических обязательств согласно
ч. III ДЭХ - о поощрении и защите капиталовложений [517]. Так,
действие знаменитой ст. 26 можно охарактеризовать следующим образом.
1. Инвестор, являющийся национальным лицом одного из
подписавших государств, может использовать арбитражный механизм в отношении
любого, по его мнению, имевшего место нарушения ч. III ДЭХ (озаглавленной
"Поощрение и защита капиталовложений").
2. Имеется трехмесячный период для дружественного
урегулирования (довольно короткий, если сравнивать с большинством подобных
положений ДИД).
3. Если инвестор не удовлетворен, то в его распоряжении
большой выбор вариантов того, где он может искать удовлетворения своих
претензий: суды или административные трибуналы принимающего государства, любая
юрисдикция, предусмотренная каким-либо предшествующим соглашением, или арбитраж
по ДЭХ.
4. Если инвестор желает воспользоваться арбитражем по ДЭХ,
то он может далее выбирать три вида правил: Правила ИКСИД (Вашингтонская
конвенция или Правила дополнительной процедуры ИКСИД), ЮНСИТРАЛ и рассмотрение
при Арбитражном институте Международной торговой палаты в Стокгольме.
5. Независимо от того, какой вид арбитража избран, согласно ст. 26
(6), спор должен быть рассмотрен "в соответствии с настоящим Договором и
применимыми нормами и принципами международного права".
6. Подписавшие государства могут сделать два вида
ограниченных оговорок (т.е. исключить споры, уже переданные инвестором на
рассмотрение в компетентный форум, или исключить споры в отношении конкретных
контрактов между государством-ответчиком и инвестором).
Статья 26, по существу, совершила революционный прорыв в
международном инвестиционном праве, юридически закрепив надежный
международно-правовой механизм урегулирования инвестиционных споров. Как
показывалось в первом разделе данной статьи, путь к этой важнейшей новелле в
сфере иностранных инвестиций, испытываемой теперь в ходе правоприменительной
практики, был долог и тернист, образно говоря, был усыпан не розами, а шипами.
Этот сложный процесс, начавшийся более 100 лет назад, если учесть, что доктрина
Кальво об исключительности национальной юрисдикции в свете государственного
суверенитета и недопустимости международного судебного разбирательства был
обнародован в конце ХIХ в., сопровождался острейшими дебатами, пиком
которых стали нашумевшие резолюции ООН (3201, 3202, 3281) 70-х гг.
ХХ в. Но объективный ход истории, изменившийся характер международных экономических
отношений истребовали широкую, бурно наметившуюся сразу после принятия
вышеназванных резолюций ООН практику заключения международных двусторонних
инвестиционных договоров, в которых закрепилась правовая норма обращения в
авторитетные международные арбитражные суды, в первую очередь ИКСИД. Логика
была проста: НМЭП, инициированный в начале 70-х гг. ХХ в. странами
Азии, Африки и Латинской Америки и воспринимаемый как право в некоторых случаях
на безвозмездную национализацию иностранной собственности на основе суверенитета,
не допускающего международно-арбитражного механизма разрешения споров, никак не
мог не противоречить общепринятым нормам международного права и поощрять
иностранный капитал.
|