И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 12. Разумное государственное вмешательство в международный инвестиционный проект: правовые последствия (на примере международной арбитражной практики)
12.4. Российский опыт дорегулирования международного инвестиционного контракта (на примере «Сахалина-2»)
12.4.2. Как создавался «Сахалин-2»
На становление и дальнейшее развитие законодательства в
сфере недропользования конкретное влияние оказала практика заключения и
осуществления международного инвестиционного проекта "Соглашение о разделе
продукции - "Сахалин-2" (или сокращенно СРП "Сахалин-2").
Изучение предыстории и истории заключения и действия этого СРП помогает на
конкретном организационно-правовом материале представить проблемы становления и
формирования законодательства о соглашениях о разделе продукции.
Хронологическое изучение данного вопроса показывает, что
начало осуществления этому крупнейшему проекту положили Миннефтегазпром СССР и
Геолком РСФСР, которые совместным приказом от 20 мая 1991 г. N 173/10
"Об организации конкурса предложений инофирм по созданию совместного
предприятия с ПО "Сахалинморнефтегаз" для освоения месторождений
нефти и газа на шельфе о. Сахалин" поручили ПО
"Сахалинморнефтегаз" провести конкурс по выявлению возможных
участников совместного предприятия по разведке и разработке нефтегазовых
месторождений шельфа о. Сахалин и представить до 20 сентября 1991 г.
Организационному комитету предложения по итогам конкурса для утверждения. С
учетом итогов конкурса ПО "Сахалинморнефтегаз" поручалось подготовить
совместно с инофирмами до 1 мая 1992 г. технико-экономическое обоснование
и учредительные документы на создание совместного предприятия по освоению месторождений
нефти и газа на шельфе о. Сахалин.
На момент проведения данного конкурса ПО
"Сахалинморнефтегаз" в соответствии с Кодексом РСФСР о недрах не
имело актов приемки-передачи Пильтун-Астохского и Лунского месторождений,
горноотводных актов или иных разрешительных документов на разработку данных
месторождений. Условия конкурса, утвержденные вышеназванным совместным
приказом, не устанавливали условия возможной разведки и разработки
месторождений и предоставление прав пользования по конкретным участкам недр
шельфа о. Сахалин. Более того, в условиях конкурса прямо указывалось, что
целью конкурса является определение иностранного партнера по созданию с ПО
"Сахалинморнефтегаз" совместного предприятия, а предметом конкурса -
предложения инофирм на создание такого предприятия.
Верховный Совет РСФСР постановлением от 27 мая 1991 г.
N 1343-1 "О создании свободной экономической зоны "Сахалин"
(СЭЗ "Сахалин")" [560] предоставил Сахалинской
области статус свободной экономической зоны с льготным налоговым и таможенным
режимами и упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций.
Данным постановлением Совету Министров РСФСР поручалось утвердить Положение о
свободной экономической зоне "Сахалин" и определить совместно с
Правительством СССР районы континентального шельфа и экономические зоны СССР,
включаемые в СЭЗ "Сахалин". Правительство РФ данное постановление не
выполнило.
Правительство РСФСР, не изменяя условия вышеупомянутого
конкурса, утверждает новую комиссию по рассмотрению предложений инофирм и
поручает ей принять решение по выбору иностранного партнера с учетом
государственных интересов РСФСР и, как там написано, интересов свободной
экономической зоны "Сахалин" [561] (не учитывая, что на тот период
отсутствовали нормативно-правовые акты по условиям данной экономической зоны),
имея в виду первоочередную поставку природного газа с месторождений
Сахалинского шельфа для обеспечения потребностей Сахалинской области,
Хабаровского и Приморского краев.
Правительственная комиссия решением от 27 января
1992 г. выбрала консорциум, состоящий из корпорации
"МакДермотт", корпорации "Мицуи" и корпорации "Маратон
Ойл", для выполнения детального технико-экономического обоснования по
освоению Пильтун-Астохского и Лунского месторождений и заключения соглашения с
объединением "Сахалинморнефтегаз" (пп. 3 и 6 решения комиссии).
В соответствии с данным решением Правительственной комиссии
от 27 января 1992 г. Правительство РФ распоряжением от 28 марта
1992 г. N 596-р поручило Минэнерго России от имени Правительства РФ
провести переговоры и заключить соглашение с консорциумом фирм "Марафон
Петролеум Сахалин, Лтд", "Мицуи и Ко, Лтд" и "МакДермотт
Интернешнл Инвестимент К°" (консорциум "МММ") о совместной
разработке технико-экономического обоснования проекта освоения
Пильтун-Астохского и Лунского месторождений и обеспечить участие ПО
"Сахалинморнефтегаз" в этой работе. Данным распоряжением
Правительство РФ изменило статус иностранных компаний, установленных распоряжениями
Правительства РФ от 23 декабря 1991 г. N 179-р и 28 марта
1992 г. N 596-р в части участия иностранных компаний в качестве
партнеров ПО "Сахалинморнефтегаз", предоставив им приоритет по
составлению ТЭО вместо ПО "Сахалинморнефтегаз". Этим же распоряжением
(п. 6) Минэкономики России совместно с федеральными органами власти и
администрацией Сахалинской области по результатам экспертизы
технико-экономического обоснования поручалось внести в Правительство РФ
предложения по освоению Пильтун-Астохского и Лунского месторождений.
Следует обратить особое внимание на то, что консорциум
"МММ" был выбран как партнер ПО "Сахалинморнефтегаз" только
для составления ТЭО освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений.
С вступлением в силу 15 мая 1992 г. Закона РФ "О
недрах" и 20 августа 1992 г. Положения о порядке лицензирования
пользования недр [562] участки недр могут быть представлены только на
конкурсной основе, что не было осуществлено по Пильтун-Астохскому и Лунскому
месторождениям или не было подтверждено право пользования недрами в
четырехмесячный срок путем предоставления лицензии (пп. 19.1 и 19.4
Положения). Консорциум "МММ" и ПО "Сахалинморнефтегаз" в
установленном законодательством порядке не получили лицензии на право
пользования недрами по Пильтун-Астохскому и Лунскому месторождениям.
Консорциум в составе "Марафона",
"МакДермотта", "Мицуи", к которым присоединились без
соответствующего решения Правительства РФ "Мицубиси" и дочерняя фирма
компании "Ройял датч/Шелл" совместно с ПО "Сахалинморнефтегаз"
представили 31 декабря 1992 г. в Главэкспертизу Минэкономики России ТЭО
освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений. На каком основании в
консорциум были включены "Мицубиси" и дочерняя фирма компании "Ройял
датч/Шелл" в заключении подкомиссии Главэкспертизы Минэкономики России от
17 марта 1993 г. не указано. Более того, на с. 2 заключения отмечено, что
исключительное право на разработку ТЭО предоставлено консорциуму в составе
"Марафона", "МакДермотта", "Мицуи",
"Мицубиси" и дочерней фирме компании "Ройял датч/Шелл" по
итогам конкурса, объявленного в мае 1991 г., что не соответствует
действительности.
В этом заключении отмечено, что в ТЭО [563] не
достигнуты результаты, благодаря которым консорциум "МММ" выиграл
конкурс на исключительное право разработки ТЭО, и что начало добычи нефти, газа
и конденсата сдвинуто на более поздний срок, значительно увеличены капитальные
затраты, что отрицательно сказалось на эффективности проекта. Авторы ТЭО не
пришли к выбору оптимального варианта. В ТЭО не предусмотрено обеспечение
сырьем Хабаровского и Приморского краев, а решается задача обеспечения только
Сахалинской области и экспорт сырья. С учетом многочисленных замечаний и
предложений подкомиссия Главэкспертизы Минэкономики России рекомендовала
дальнейшую доработку проекта.
В сводном заключении государственной экологической
экспертизы от 25 февраля 1993 г. отмечается, что многие вопросы, имеющие
важнейшее значение в обеспечении экологической безопасности проекта, рассмотрены
и изучены недостаточно полно, вопросы воздействия комплекса на морской промысел
недостаточно проработаны. Вместе с тем экспертная комиссия рекомендует данное
ТЭО в качестве основы для разработки проекта с учетом замечаний и рекомендаций.
Президиум Верховного Совета РФ постановлением от 27 августа
1993 г. N 5684-1 "О неотложных мерах по поддержке
социально-экономического развития Сахалинской области" предложил Совету
Министров - Правительству РФ завершить переговоры с потенциальными иностранными
участниками проекта и принять окончательные решения по осуществлению проектов
освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений и не позднее 1994 г.
решить вопрос о начале освоения севера шельфа о. Сахалин.
В целях ускорения освоения нефтегазовых ресурсов шельфа
о. Сахалин Совет Министров - Правительство РФ распоряжением от 30 августа
1993 г. N 1560-р поручает Минтопэнерго России и администрации
Сахалинской области провести с участием министерств и ведомств Российской
Федерации, а также ГП "Роснефть" и РАО "Газпром" в
сентябре-ноябре 1993 г. переговоры с консорциумом "ММММШ"
("Марафон", "МакДермотт", "Мицуи",
"Мицубиси", "Шелл") о заключении соглашения о разработке
Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на условиях раздела продукции и
утвердить директивы российской делегации. ПО "Сахалинморнефтегаз" как
юридическое лицо в переговорный процесс не было включено.
Согласно Указу Президента РФ от 8 июля 1997 г.
N 694 "О мерах по реализации Федерального закона "О соглашениях
о разделе продукции" [564] была образована Комиссия
Правительства РФ по координации деятельности федеральных органов исполнительной
власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по
реализации соглашений о разделе продукции, являющаяся в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 2 сентября 1997 г. N 1132 "О
мерах по обеспечению прав и интересов Российской Федерации заключении
реализации Соглашений о разделе продукции" [565]
координационным совещательным органом [566].
В Положение о разграничении полномочий федеральных органов
исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации соглашений
о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией, утвержденное постановлением
Правительства РФ от 2 февраля 2001 г. N 86 [567], в
соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О
системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" [568]
внесены соответствующие изменения. Однако все основные права и полномочия
Правительства РФ по техническому регулированию соглашений о разделе продукции,
переданные вышеуказанным постановлением Министерству экономического развития и
торговли РФ, в Положении о министерстве отсутствуют [569].
В 1994 г. в структуре администрации Сахалинской области
был создан Департамент по освоению минерально-сырьевых ресурсов
континентального шельфа (постановление губернатора Сахалинской области от 30 марта
1994 г. N 95), переименованный в 2001 г. в департамент
нефтегазового комплекса (постановление администрации Сахалинской области от 29
октября 2001 г. N 47-па), который является юридическим лицом и
финансируется из областного бюджета. Его основными задачами являются
координация и контроль деятельности, связанной с освоением месторождений нефти
и газа, расположенных на территории Сахалинской области, на континентальном
шельфе, прилегающем к территории Сахалина и Курильских островов, на условиях
соглашений о разделе продукции и иных условиях; взаимодействие с федеральными
органами государственной власти, территориальными органами государственной
власти Сахалинской области и с органами местного самоуправления.
Таким образом, международный инвестиционный проект "СРП
Сахалин-2" создавался в очень трудных условиях, когда законодательство в
сфере добычи полезных ископаемых только начало формироваться. Но основная
причина отрицательных экономических последствий, думается, кроется в
недостаточном выполнении государством своих прямых функций в так называемые
смутные времена, т.е. в 90-е гг. XX в.
|