И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 2. Международное инвестиционное право
2.1. Особенности правового регулирования международных экономических отношений (МЭО)
2.1.1. Международные инвестиции в условиях глобализации: благоприятные возможности и риски
Расширение международного инвестиционного сотрудничества
является ведущей тенденцией в современной системе международных экономических
отношений. Более того, поток международных инвестиций приобрел большее значение
в глобализационных процессах мировой экономики, чем международная торговля
товарами и услугами. На рубеже XX и XXI вв. суммарный объем
инвестиционного оборота превзошел последние. Сегодня практически в мире нет
стран, которые не участвовали бы в международной инвестиционной кооперации.
Даже такие государства, как Куба, Северная Корея, пытаются в последние годы
привлечь иностранные инвестиции.
Современные тенденции на мировом рынке в целом и в
национальных экономиках в частности свидетельствуют о несомненном интересе
развивающихся стран и стран переходной экономики к более широкому привлечению
иностранного капитала. Это особенно характерно для России и других стран СНГ в
связи с их активным участием в мировом экономическом процессе и членством в
ведущих международных экономических организациях. Они, обладая широкими
природными ресурсами и рабочей силой, постепенно ощущают недостаток в
капиталах, новых технологиях, ноу-хау, которыми в избытке обладают
индустриальные государства. Очевидно, что устойчивое развитие первых трудно
представить без активного вовлечения в мировой экономический процесс и
эффективного использования благоприятных в преимуществе прямых иностранных
инвестиций.
Транснациональные связи между государственными реципиентами
и зарубежными частными инвесторами способствуют более выгодному освоению
полезных ископаемых, что выгодно как первым, так и вторым. Как правило,
заключая инвестиционные соглашения, иностранные инвесторы вводят в действие
промышленные, сельскохозяйственные или коммерческие.
При этом между развитыми странами произошла существенная
перегруппировка сил. До конца 90-х гг. XX в. государства Европейского
союза были крупнейшим источником прямых инвестиций, главным образом обменивая
капиталы между собой. В отличие от американских инвесторов они проявляли
интерес к другим регионам - реципиентам капитала. Но в 1998-1999 гг.
произошла заметная активизация европейского капитала как внутри ЕС, так и за
его пределами, прежде всего на американском рынке. Во многом благодаря
массированным инвестициям национальных фирм в экономику США Англия в
1998 г. впервые смогла опередить мирового лидера и выйти на первое место в
качестве источника прямых иностранных инвестиций.
Структура мировых инвестиционных потоков объясняется тем,
что от мирового финансового кризиса в наибольшей степени пострадали
развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Большинство из них в
конце 1990-х гг. пережили хозяйственный спад или в лучшем случае
замедление экономического роста. В развитых странах нестабильность
международных финансовых рынков меньше отразились на состоянии реального
сектора.
Таким образом, преобладающая доля ввоза и вывоза прямых
инвестиций по-прежнему будет приходиться, по мнению ведущих специалистов, на
зону индустриального и постиндустриального ядра мировой экономики. В обозримом
будущем основными сферами притяжения таких инвестиций останутся
финансово-банковский сектор, сфера услуг, прежде всего информационная,
фармацевтика, биотехнология, электронная промышленность, наука и техноемкое
машиностроение. В менее развитых регионах мира сохранят свою привлекательность
такие геостратегические отрасли, как нефте- и газодобыча, некоторые секторы
зарождающегося машиностроения, а также отдельные подотрасли
аграрно-промышленного комплекса [93].
Важное значение в международно-правовом регулировании
иностранных инвестиций имеет дальнейшая либерализация международных
экономических связей. Финансовые потрясения 1997-1998 гг. еще раз
подтвердили эту истину. Дело в том, что эти события не переросли в серьезный
экономический кризис мирового масштаба благодаря во многом приверженности
правительств как пострадавших, так и остальных стран мирового сообщества
принципам свободной торговли и обязательствам, взятыми на себя в рамках
многосторонних соглашений под эгидой ГATT/ВТО. Если бы некоторые крупные
государства поддались соблазну защитить свои внутренние рынки от наплыва
подешевевших товаров из стран, валюты которых в 1997 и 1998 гг. сильно
девальвировались, цепная реакция протекционизма могла бы, как в 20-х гг.
XX в., охватить большую часть мирового рыночного пространства. В том, что
этого не произошло, несомненная заслуга сложившихся к 1990-м гг. правил
поведения государств на мировой арене и ВТО как мирового института,
обеспечивающего их соблюдение [94]. Следует признать, что
некоторые государства вынуждены были использовать защитные меры, но не выходя в
основном за пределы положений ГАТТ/ВТО. И все же опасность рецидива
протекционистских тенденций сохраняется.
Суммарный приток прямых иностранных инвестиций в
страны-реципиенты достиг на рубеже XX и XXI вв. почти
700 млрд. долл. США против 28 млрд. долл. в 1975 г. По
темпам роста трансграничное движение инвестиционных ресурсов в форме прямых
иностранных инвестиций (ПИИ) далеко оторвалось от соответствующих показателей,
характеризующих в масштабах всего мирового хозяйства динамику ВВП,
промышленного производства, международной торговли [95].
Что касается России, то на фоне глобальных мировых масштабов
в привлечении и использовании иностранных инвестиций в последней четверти
XX в. наша страна занимала очень скромную позицию [96].
В свете вышеизложенного абсолютно бездоказательными
представляются высказывания отдельных политических лидеров левого толка о засилии
иностранного капитала в России. Кстати, боязнь иностранных капиталов в России
является не новой. Не случайно еще Д.И. Менделеев в свое время призывал
российскую власть и деловых людей не бояться прихода иностранного капитала,
рассматривая это как очень полезное явление для развития страны.
Незначительные масштабы привлечения иностранных инвестиций в
экономику России обусловлены общим неблагоприятным инвестиционным климатом -
политическая нестабильность, затянувшийся кризис, незавершенность процесса перестройки
экономики, коррупция и т.д. Не последнюю роль здесь играют и сложные проблемы в
правовом регулировании иностранных инвестиций в России, в частности
определенное несоответствие отечественного инвестиционного законодательства
международно-правовым нормам, что также является целью нашего исследования.
|