И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 2. Международное инвестиционное право
2.2. Международное инвестиционное право: от неконвенционных норм к договорным
2.2.1. МИП - самостоятельная отрасль международного экономического права
Неоспоримой тенденцией в системе международных экономических
отношений является возрастание роли межгосударственного инвестиционного
сотрудничества, что является катализатором развития международного
инвестиционного права. Условия, сложившиеся на мировом рынке и в национальных экономиках,
адекватно отражают большую заинтересованность развивающихся стран и стран с
переходной экономикой в увеличении объемов привлечения иностранных инвестиций.
Особое значение эта проблема приобретает для России и государств СНГ в связи с
их активной деятельностью на международной экономической арене и участием в
ведущих межгосударственных экономических организациях. В этих странах
возрождение реального сектора экономики может быть ускорено за счет массивного,
сбалансированного привлечения национальных и иностранных инвестиций.
Современная мировая экономика все более отчетливо становится
единым, целостным, взаимообусловленным и взаимозависимым организмом -
глобальным по своим масштабам и далеко идущим правовым последствиям.
Трансграничное движение капиталов наряду с международной торговлей товарами и
услугами выступает важнейшим фактором глобализации мирового хозяйства.
Феноменом рубежа ХХ и ХХI вв. является то обстоятельство, что
международные инвестиционные потоки в целом превысили объем международной торговли
товарами и услугами. Проблемам привлечения иностранных инвестиций мировое
сообщество уделяет все больше внимания. Например, в Итоговом документе
Всемирного саммита, принятом 25 октября 2005 г. на Генеральной Ассамблее
ООН, отмечается принципиальное значение инвестиций в устойчивом развитии стран.
Государства, взаимодействуя в международных экономических
отношениях, вступают в соответствующие правоотношения, несут совместно
юридические права и обязанности. В договорном порядке государства взяли на себя
обязательства осуществлять последовательную либерализацию циркуляции
иностранных инвестиций, торговли и платежей с тем, чтобы прийти к их полной
свободе. Либерализация должна осуществляться на недискриминационной основе, а
каждое государство должно получить для своих юридических и физических лиц
равноправный режим, который был закреплен вчера в Генеральном соглашении по
торговле и тарифам (ГАТТ), сегодня - в ВТО. Каждая страна может внести свой
вклад в устранение существующих ограничений. Добиться в этом успеха можно
только путем взаимных уступок.
Свободное движение по всему миру капиталов объективно
способствует формированию универсальной саморазвивающейся, саморегулирующейся,
а также взаимообусловленной и взаимозависимой глобальной системы. Глобализация
представляет собой соединение основных национальных, региональных проблем в
единое целое, а слияние самостоятельных прежде национальных экономик, отдельных
международных финансовых институтов и учреждений, многонациональных предприятий
в единое экономическое пространство, что сопровождается учреждением общих
институционально-правовых структур, сближением национальных правовых систем в
ходе их унификации и гармонизации. Но эти процессы отнюдь не являются
завершенными и окончательными, они переживают сложные, противоречивые и
неоднозначные тенденции.
В этих рамках многие государства стараются сохранить
собственные условия, привычный социально-экономический уклад и самобытность.
Они, взаимодействуя в международных инвестиционных отношениях, вступают в
договорном порядке в специальные правоотношения, несут совместно юридические
права и обязанности по взаимному поощрению и защите капиталовложений, следуя
национальным интересам. Из совокупности их правоотношений складывается
международный инвестиционный правопорядок. В рамках международных организаций
ведущие государства осуществляют последовательную либерализацию циркуляции
иностранных инвестиций, торговли и платежей с тем, чтобы прийти к их полной
свободе. Однако либерализация должна идти на недискриминационной основе, в
соответствии с основными принципами и нормами международного права, главное, не
в ущерб экономически слабым государствам.
В качестве новых тенденций правового обеспечения
международных инвестиционных отношений можно назвать проблемы независимости
(суверенитета) и одновременно взаимозависимости государств в исследуемой сфере.
Такая постановка вопроса позволяет более контурно обозначить этот
взаимообусловленный, взаимопроникающий интеграционный процесс. С одной стороны,
государства в силу собственного экономического суверенитета вольны
устанавливать свою, скажем, инвестиционную политику исходя из национальных
интересов. С другой - государство, находясь в взаимосвязанном мире, не может
вести ту же инвестиционную политику таким образом, чтобы она противоречила
общеобязательным нормам и правилам международного инвестиционного права. В
условиях глобализации эти два понятия - независимость и зависимость государств
- нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Только рассматривая их в
контексте друг с другом, можно понять современную природу международных
отношений.
Сущность регулирования международных инвестиционных
правоотношений заключается в гармоничном сочетании принципов и норм
международного права и норм национального права, что способствует становлению
благоприятного режима для международных капиталов с момента их доступа до
момента их ликвидации.
Международное инвестиционное право направлено на создание
благоприятных условий и надежных законодательных гарантий
инвесторам-собственникам, а также обеспечение соответствующих
организационно-правовых форм зарубежного инвестирования. В первую очередь - в
национальном праве, т.е. в специальном инвестиционном законодательстве, а также
в нормативных правовых актах общего характера (гражданское, финансовое, налоговое,
банковское, таможенное законодательство и т.д.) закреплены внутренние нормы,
определяющие правовые формы регулирования иностранных инвестиций. Но одной
национальной нормативной базы недостаточно, обращение к международным договорам
является не только желательным, но и строго обязательным в силу одного из
основных принципов международного права - договоры должны соблюдаться (pacta
sunt servanta).
Участниками МИП, как комплексной правовой отрасли,
выступают, с одной стороны, государства, межгосударственные и
межправительственные организации, например Международное агентство по гарантиям
инвестиций (МИГА); а с другой - сами иностранные инвесторы: ТНК, предприятия в
различных позволяемых национальным законодательством организационно-правовых
формах, физические лица. Другими словами, речь идет об особой категории
смешанных международных отношений государственного - негосударственного
характера.
Инвесторы, участники частноправовых отношений, выступают
субъектами МИП в широком смысле этого слова, т.е. как комплексной правовой
отрасли международного права. Принципы и нормы международного инвестиционного
права юридически скрепляют нормативную правовую систему МИП. Первоначально
принципы и нормы, регламентирующие режим иностранных инвестиций, возникли в
системе общего международного права. Механизм правового регулирования
иностранных инвестиций составляет совокупность норм и правил международного
права и национального права, которая определяет правовой статус иностранных
инвестиций. В условиях расширения нормативной системы международного права его
нормы регулируют не только межгосударственные отношения, но и регламентируют
статус и деятельность и юридических лиц в соответствии с общими интересами
государств [106].
Правовое регулирование иностранных инвестиций, происходящее
на двух уровнях - национально-правовом и международно-правовом, - наглядно
свидетельствует об объективной взаимообусловленности и взаимозависимости
инвестиционной политики как внутренней, так и внешней. Поэтому проблемы
соотношения и взаимодействия международного права и национального права
представляют одну из наиболее важных и сложных проблем в сфере правового
обеспечения иностранных инвестиций. Дальнейшая эволюция международного
инвестиционного права, углубление его взаимодействия с внутригосударственным
правом органично обусловлены всесторонней интернационализацией национальных
правовых систем. Поэтому важнейшим теоретическим посылом является положение о
том, что эффективное осуществление международным инвестиционным правом своих
функций невозможно представить без гармоничного взаимодействия с национальным
инвестиционным правом.
Первоначально принципы и нормы, регламентирующие режим
иностранных инвестиций, возникли в системе общего международного права.
Механизм правового регулирования иностранных инвестиций в системе МИП
составляет совокупность норм и правил международного права, которая определяет
правовой статус иностранных инвестиций. Принципы и нормы МИП происходят из
общих принципов международного публичного права и специальных принципов МЭП,
особых конвенционных и неконвенционных инвестиционных норм и правил.
Государства продолжают выступать в качестве основных
субъектов международного права, все его другие субъекты в большей или меньшей
степени, будучи производными, действуют в качестве подвластных государств. Не
все государства могу одинаково успешно защищать национальные интересы от
нежелательных процессов внешнего воздействия при свободной циркуляции
иностранных инвестиций по всему миру. Возведение в абсолют канонов, присущих
классическому пониманию суверенитета, является чисто формальным пониманием
юридического содержания государственного суверенитета. В действительности же
правовая природа этой основополагающей категории международного права гораздо
сложнее и многограннее. Широкое вовлечение государств путем добровольного
волеизъявления в наднациональные финансовые структуры и их учреждения
расширяет, а не ограничивает компетенцию развивающихся государств и стран с
переходной экономикой и возможности отстаивать свои интересы
международно-правовыми средствами. Основу современного понимания
государственного суверенитета составляет не только независимость, но и
взаимозависимость государств как развитых, так и развивающихся.
Международное инвестиционное право, будучи правовой основой
для участников инвестиционной деятельности, регулирует иностранные
инвестиционные отношения, содействуя их изменению в соответствии с новыми
условиями, и способствует совершенствованию форм и методов обеспечения правовой
защиты публично-правовым и частноправовым методами регулирования. Международное
инвестиционное право с точки зрения международного права обладает публичным
характером, его нормы создаются на основе добровольного согласования воль
государств, а регулируемые им отношения носят властный характер.
|