И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 3. Российское инвестиционное законодательство: зарождение, становление и дальнейшее развитие
3.2. Советский период (опыт НЭПа) в регулировании иностранной инвестиционной деятельности
Общепризнано, что большевистский переворот в октябре
1917 г. нанес непоправимый урон естественному ходу развития России.
Широкомасштабная национализация иностранной собственности положила конец
первому этапу привлечения иностранного капитала в отечественную экономику, который
в целом носил прогрессивный и перспективный характер.
В условиях НЭПа большевистское правительство пыталось
привлечь иностранные инвестиции путем заключения концессионных соглашений.
Правовой основой концессионной политики в Советской России стал Декрет СНК
"Общие экономические и юридические условия концессий" от 23 ноября
1920 г. Там, в частности, говорилось о намерении заключить концессионные
договоры не вообще с кем-либо, а с "солидарными, заслуживающими доверия,
иностранными промышленными обществами и организациями".
Декрет СНК предусматривал, во-первых, предоставление
концессионеру в обусловленной договором форме вознаграждения в виде доли
продукции с правом вывоза за границу; во-вторых, концессионеру предоставлялись
торговые преимущества (например, крупные заказы) в случае применения им особых
технических усовершенствований в крупных размерах; в-третьих, в зависимости от
характера и условий концессий устанавливались "продолжительные сроки
концессии для обеспечения полного возмещения за риск и вложенные в концессию
технические средства"; в-четвертых, концессионеру предоставлялось право
найма рабочих и служащих для своих предприятий на территории РСФСР "с
соблюдением кодекса законов о труде или специального договора, гарантирующего
соблюдение по отношению к ним определенных условий труда, ограждающих их жизнь
и здоровье".
Особенно важно отметить, что в п. 4 Декрета
утверждалось: "Правительство РСФСР гарантирует, что вложенное в
предприятие имущество концессионера не будет подвергаться ни национализации, ни
конфискации, ни реквизиции", а в п. "б" заявлялось:
"Правительство РСФСР гарантирует концессионеру недопустимость
одностороннего изменения какими-либо распоряжениями или декретами Правительства
условий концессионного договора".
В развитие правовой базы привлечения иностранных инвестиций
XI съездом РКП(б) было предусмотрено создание смешанных обществ с участием
иностранных компаний, прежде всего торговых, а также продажу иностранных акций
не только первостепенных по важности предприятий, но и акций транспортных,
угольных, металлургических, нефтяных, ткацких предприятий при сохранении за
государством "неоспоримого господства".
В середине 20-х годов ХХ в. продолжали приниматься
нормативные акты, направленные на поощрение иностранных инвестиций. Например,
25 мая 1926 г. СНК принял постановление о льготных условиях допущения
иностранного капитала к производству строительных материалов на территории
СССР. 24 июля 1928 г. СНК утвердил основные положения по привлечению
иностранного капитала в паровозное хозяйство СССР и разработанный Госпланом
ориентировочный план концессионных объектов [239]. Организационно-правовой
механизм, разработанный в этих нормативных документах, предусматривал
возможность предоставления налоговых, таможенных и других льгот. Приоритетными
отраслями определялись машиностроительная, бумажная и некоторые другие отрасли
экономики, добыча цветных металлов, особо поощрялось привлечение капитала в
малоосвоенные регионы страны.
Как видно, в 20-е гг. ХХ в. была создана определенная
нормативно-правовая база для деятельности иностранного инвестора на территории
СССР. Это позволило иностранному капиталу оказать определенное влияние на
российскую экономику и после 1917 г. Но в целом роль иностранного капитала
в восстановлении разрушенного Гражданской войной народного хозяйства оказалась
довольно скромной. На 1 октября 1928 г. концессионный капитал,
привлеченный в экономику страны, составил около 60 млн. руб. [240]
Все это объяснялось просто, очень были свежи воспоминания об отобранных в
1917-1918 гг. большевиками миллионных капиталах. Подавляющее число
западных инвесторов благоразумно находилось в ожидании того, чем же обернется
концессионная политика большевиков.
В целом в 20-е годы ХХ в. инвестиционный климат в
России был мало привлекателен для иностранного капитала. В значительной степени
этому способствовала напряженная политическая ситуация, борьба различных
политических группировок за власть.
И вскоре иностранный инвестор дождался - в апреле
1929 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) верх над сторонниками продолжения НЭПа взяли
Сталин и его сторонники. В стране произошел по существу экономический переворот
- переход от леволиберальных методов управления экономикой к
командно-административной системе. В условиях форсированного строительства
социализма (индустриализация, массовое раскулачивание) началось масштабное
свертывание концессионной политики - с 1920 г. новые инвестиционные
договоры уже не подписывались. Начались аресты концессионеров ("Шахтинское
дело", дело "Лена Голддрилдс" и т.д.).
Нарушение успешно действующих концессионных договоров
вопреки вышеописанным гарантиям Советской России привело к судебно-арбитражным
делам. Но абсолютное большинство из них кончилось безрезультатно. Редкие из них
завершились решениями международных арбитражных судов в пользу западных
концессионеров, но Правительство СССР категорически отказалось их исполнить.
Что касается совместных предприятий, созданных в годы НЭПа,
то ряд иностранных компаний ("Хоорфман-ля-Рош", "Креди
Лионэ", "Сандоз") лишились своей собственности совершенно без
какого-либо возмещения.
Как явствует из вышеизложенного, с момента установления в
СССР тоталитарной системы управления, в том числе и экономической, произошло
полное вытеснение из страны частного иностранного капитала. Известное изречение
В.И. Ленина из его письма наркому юстиции Д.И. Курскому в связи с
подготовкой нового Гражданского кодекса: "Мы ничего частного не признаем.
Для нас в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное... Нужно применять
не corpus juris romani [241] к гражданским
правоотношениям, а наше революционное правосознание" [242], а наше
"революционное правосознание" на долгие десятилетия стало
руководством к действию при управлении экономикой. Отрицание частной
собственности, основы основ любой цивилизованной экономики, сопровождалось
сугубо отрицательным отношением к иностранному капиталу.
На территорию СССР иностранные инвестиции с начала
30-х гг. ХХ в. вплоть до 1987 г. не допускались, поэтому отпала
какая-либо необходимость в разработке проблем правового регулирования
иностранных инвестиций.
В принципе, в советский период инвестиции как таковые не
могли быть предметом изучения со стороны ученых-правоведов, что, возможно, и
вынудило таких известных сегодня специалистов в этой сфере, как
Н.Н. Вознесенская, М.М. Богуславский, Н.Г. Доронина,
А.Г. Богатырев, Ю.М. Юмашев и др., исследовать теорию и практику
инвестиционных правоотношений на примере зарубежных, в основном развивающихся,
стран.
|