И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 5. Понятийный аппарат в сфере иностранных инвестиций
5.2. Иностранный инвестор
5.2.3. Иностранный гражданин, лицо без гражданства
Следует особо остановиться на второй категории потенциальных
инвесторов, т.е. на иностранных гражданах. Федеральный закон об иностранных
инвестициях относит к иностранным инвесторам иностранных граждан, под которыми
понимаются также лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие
доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, а также
лица без гражданства - при условии, что они имеют постоянное место жительства
за пределами России.
Иностранные граждане или лица без гражданства пользуются в
Российской Федерации гражданской правоспособностью, в том числе и в области
инвестиционных отношений, наравне с российскими гражданами. Отдельные изъятия
из этого правила могут быть предусмотрены законодательством Российской
Федерации.
Поскольку лица без гражданства не имеют особой роли в данной
сфере, мы не будем специально разбирать данную категорию потенциальных
иностранных инвесторов.
Как известно, в соответствии с действующей Конституцией РФ
1993 г. (ч. 1 ст. 62), гражданин Российской Федерации может
иметь гражданство зарубежного государства (двойное гражданство) в соответствии
с федеральным законом или международным договором России.
Иностранный гражданин - это лицо, имеющее особую правовую
связь (гражданство) с определенным государством. В этом государстве правовой
статус гражданина наиболее определен. Но этот статус не следует за гражданином
на территории иной страны. За рубежом такое лицо имеет статус иностранного лица.
Наряду с иностранными юридическими лицами могут выступать
также иностранные физические лица, в круг которых включаются иностранные
граждане и лица без гражданства (при условии, что они постоянно проживают за
пределами Российской Федерации). Предыдущий аналогичный закон требовал от
физических лиц быть зарегистрированными для ведения хозяйственной деятельности
в их стране гражданства или в постоянном месте жительства, т.е. наличие у них
статуса индивидуального предпринимателя. Закон об иностранных инвестициях
1999 г. ограничивается отсылкой к праву страны гражданства (для
иностранных граждан) и к праву страны постоянного места жительства (для лиц без
гражданства) для определения их гражданско-правовой дееспособности, в том числе
и для наличия у них правомочия осуществлять инвестиции на территории России.
Как видно из вышеизложенного, двусторонние международные
соглашения Российской Федерации с другими государствами предусматривают, что
термин "инвестор" в отношении каждой из договаривающихся сторон
означает физическое лицо, которое является гражданином этой стороны в
соответствии с ее законодательством.
Но по-иному трактует этот вопрос договор России с ФРГ, в
котором этот вопрос в силу особых обстоятельств был решен иначе. Инвестор, в
трактовке этого договора, означает физическое лицо с постоянным местом
жительства в соответствующей сфере действия договора, правомочно осуществлять
капиталовложения (ст. 1).
Следовательно, в данном случае применяется принцип
постоянного места жительства инвестора на территории ФРГ, а не принцип
гражданства, как в других аналогичных соглашениях. Это объясняется тем
обстоятельством, что в соответствии со ст. 116 Конституции ФРГ немцами
считаются не только лица, обладающие немецким гражданством, но и беженцы или
изгнанники немецкого происхождения.
Проблема так называемых фольксдойче, которые постоянно
проживали в СССР и имели советское гражданство, не была решена между нашими
странами до сих пор. По этой причине договаривающиеся стороны не могли брать в
основу принцип гражданства применительно к инвесторам и вынуждены исходить из
факта связи физических лиц с определенной территорией. Данное положение,
законодательно закрепленное в рассматриваемом договоре, обязывает стороны
оказывать защиту на всех физических лиц, постоянно проживающих на территории
соответствующей страны.
Интересным является то обстоятельство, что в широкий круг
субъектов договора между нашей страной и ФРГ о содействии осуществлению и
взаимной защите капиталовложений подпадают граждане других государств - членов
Европейского союза, которые на основании ст. 52 Римского договора
1956 г. имеют право поселиться в ФРГ и приобрести место постоянного
жительства. Кстати, 9 декабря 1993 г. была подписана Совместная
политическая декларация о партнерстве и сотрудничестве между Российской
Федерацией и Европейским союзом. Так, в частности, говорится, что экономическое
сотрудничество будет направлено на создание благоприятного климата для
инвестиций, в первую очередь путем улучшения условий защиты инвестиций,
движения капиталов и обмена информацией об инвестиционных возможностях.
Что же касается вопроса о распространении действия
анализируемого договора на проживающих в России и других странах СНГ
иностранцев, то он, по мнению специалистов, может быть решен в соответствии с
общесоюзным Законом о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня
1981 г., который продолжает действовать и устанавливает две категории
иностранных граждан: находящихся в СССР временно и проживающих в нем постоянно.
Примечательно то, что для отнесения иностранных граждан ко
второй категории исходным является цель пребывания, а пребывание само по себе
решающего значения не имеет. Срок пребывания, установленный в законодательстве
для специальных целей (например, в налоговом законодательстве России), не может
служить примером для определения лиц с постоянным местом жительства в нашей
стране.
Говоря о правах и обязанностях иностранного инвестора,
попутно заметим, что они определяются в другой стране как его национальным
законодательством, так и законодательством страны пребывания. Согласно
Конституции РФ 1993 г. иностранные граждане и лица без гражданства
пользуются в нашей стране правами и несут обязанности наравне с ее гражданами,
за исключением случаев, которые установлены международным договором или Федеральным
законом (ч. 3 ст. 62).
Следует помнить, что иностранный гражданин в качестве
физического лица весьма редко вступает непосредственно в инвестиционные
правоотношения с государством. При этом каких-либо проблем, как показывает
международная практика, не возникает.
|