И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 6. Условия доступа и этапы хозяйственной деятельности иностранного инвестора на территории Российской Федерации
6.2. Этапы инвестиционной деятельности
6.2.1. Прединвестиционная деятельность
Что является точкой отсчета иностранной инвестиционной
деятельности в принимающем государстве? Заключение инвестиционного контракта
или перевод первой суммы зарубежного капиталовложения? Может быть, начало
материализации инвестиционного проекта? Конечно же нет. Иностранная
инвестиционной деятельность начинается гораздо раньше - с прединвестиционной
деятельности.
Как определяется понятие прединвестиционной деятельности?
Этот вопрос является весьма важным, поскольку, как правило, иностранный
инвестор подпадает под конвенционную защиту с момента производственной
деятельности. Иногда на подготовку инвестиционного проекта могут потребоваться
годы. Сюда входят такие трудоемкие работы, как научно-технические, экспертные
исследования, поездки специалистов, открытие бюро по разработке проекта,
ведение переговоров. Все эти и другие мероприятия относятся к области рисков,
связанных с развитием бизнеса, что подпадает под действие прединвестиционного
режима.
Подобным же образом доступ иностранных инвесторов к
инвестиционным возможностям, открывающимся в результате приватизации и
демонополизации, должен, как правило, рассматриваться как прединвестиционная
деятельность, если только инвесторы не осуществили инвестиции в процессе
приватизации. Это требует определить, в какой момент протоколы, общие
договоренности и другие материалы из неофициальных переговорных записей
превратятся в документы, создающие обязательства. Мировой опыт показывает, что
это может произойти на довольно раннем этапе, и документы, которыми
обмениваются стороны и которые могли бы показаться лишь "письмами о
намерениях", часто могут включать четко обозначенные тем самым действия
постинвестиционного режима для таких прав [349].
В отечественной специальной литературе до сих пор вопросы
осуществления прединвестиционной деятельности не рассматривались отдельно.
Между тем этот первоначальный этап, предшествующий непосредственно
осуществлению инвестиционного проекта, занимает особое место. Не случайно в
западной литературе было введено специальное понятие "прединвестиционная
деятельность".
На этапе прединвестиционной деятельности допуск иностранных
инвестиций на территорию принимающего государства осуществляется в соответствии
с национальным законодательством. Но при этом непременным международно-правовым
условием является соблюдение на условиях взаимности принципа недискриминации,
режима наиболее благоприятствуемой нации, национального режима, принципа
справедливости и равноправия, принципа постоянной защиты и безопасности.
В общем получается, что допуск иностранных инвестиций
регулируется не только внутренним законодательством Российской Федерации, но и
общепризнанными принципами и нормами международного права. Общепризнанные
принципы и нормы международного права согласно ч. 4 ст. 15
Конституции РФ являются уставной частью отечественной правовой системы.
Несколько забегая вперед, следует отметить, что принимающее
государство вправе устанавливать специальные ограничения в отношении
иностранного инвестора на своей территории, если эти формальности и ограничения
не ущемляют существо прав, установленных в международных договорах, тем более
что в связи с либерализацией правового регулирования иностранных инвестиций и
переходом от разрешительного к регистрационному порядку допуска инвестиций
действие принципа запрета на необоснованные ограничения было ограниченно [350].
Уже на этапе прединвестиционной деятельности в силу
суверенитета государство вправе предписывать субъектам права правила поведения
на своей территории, а также обеспечивать их исполнение с помощью
принудительной силы. Поэтому условия допуска иностранных инвестиций на территорию
принимающего государства устанавливаются национальным законодательством.
Юрисдикция принимающего государства в сфере допуска иностранных инвестиций
прямо закреплена во внутренних нормативных правовых актах Российской Федерации,
а также в большинстве международных инвестиционных договоров.
Принципиальное значение в данном вопросе имеют международные
двусторонние соглашения, которые, как правило, непосредственно регулируют
проблемы допуска иностранных инвестиций. При этом предусматривается, что каждая
договаривающаяся сторона разрешает осуществлять инвестиции гражданам и
компаниям другой договаривающейся стороны только в соответствии с национальным
законодательством. Например, постановление Правительства РФ от 9 июня
2001 г. N 456 "О заключении соглашений между Правительством
Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и
взаимной защите капиталовложений" (далее - Типовой проект от 2001 г.)
устанавливает, что каждая договаривающаяся сторона будет допускать иностранные
инвестиции "в соответствии со своим законодательством" (ст. 2).
Подобная формулировка присутствует в большинстве международных договоров,
заключенных Россией с другими государствами. Так, Соглашение между Россией и
Казахстаном (п. 3 ст. 2) утверждает: "Каждая договаривающаяся
сторона оставляет за собой права определять отрасли и сферы деятельности, в
которых исключается или ограничивается деятельность иностранных
инвесторов".
Таким образом, международно-правовая практика заключения ДИД
помимо общих положений о содействии может предусматривать специальные меры для
поощрения граждан и компаний инвестировать в соответствующие территории.
Например, в специальной оговорке о техническом сотрудничестве, содержащейся в
ДИД, такие меры могут включать в себя: рассмотрение информации местным
инвестиционным сообществом о возможностях бизнеса, спонсорство над миссиями по
вопросам инвестиций со стороны представителей их компании, предоставление
консультационной помощи заинтересованным фирмам о путях поощрения движения
капитала и технологии и т.д.
На прединвестиционном этапе важное значение имеют вопросы
въезда "ключевого персонала", куда входят менеджеры, консультанты,
технические специалисты и др. Вопрос, например, может стать о выдаче виз,
разрешении на работу и на проживание.
И в этом вопросы противоречия между иностранным инвестором и
государством-реципиентом сохраняются, поскольку их интересы здесь также не
всегда совпадают. Необходимо найти оптимальный баланс между своим правом не
допускать въезда иностранцев и своим населением, а также создать благоприятный
климат, который может потребоваться для въезда и временного пребывания
иностранных граждан [351].
Не случайно ДЭХ, в котором, напомним, Россия участвует на
временной основе, обязывает принимающее государство разрешать инвесторам
нанимать любого сотрудника категории "ключевого персонала" по
усмотрению инвестора при условии, что имеются необходимые разрешения (на въезд,
пребывание и работу). Статья 11 (1) предписывает "добросовестно
рассматривать просьбы" - речь идет только о факультативном обязательстве
принимающего государства.
В некоторых государствах СНГ известны случаи, когда споры в
совместном предприятии приводили к тому, что местный выгонял иностранных
менеджеров, иногда с применением силы и с помощью или молчаливого согласия
исполнительных органов.
Эту ситуацию можно урегулировать в рамках ст. 11 (2)
ДЭХ в сочетании с механизмом урегулирования споров. Но возникает вопрос: будет
ли это обязательство также защищать ключевой персонал инвестора, имеющий
разрешение ограниченного действия (на въезд, пребывание и работу), когда будет
отказано в продлении такого разрешения? Положение ст. 11 (2) ДЭХ не дает
оснований для такой уверенности, и инвесторам было бы желательно сделать это
предметом конкретного договорного обязательства [352].
Таким образом, иностранный инвестор допускается к
осуществлению предпринимательской деятельности на территории чужого государства
в соответствии с законодательством последнего. Но вместе с тем принимающее
государство обязано обеспечить допуск в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права и своими договорными обязательствами.
Стало быть, совершение государственным органом, его должностным лицом
каких-либо действий, а также принятие нормативных или ненормативных правовых
актов, опосредующих допуск иностранных инвестиций, которые нарушают норму
международного права, приводит к нарушению принимающим государством
публично-правовых обязательств, закрепленных в международном договоре.
Последнее дает право иностранному инвестору основание для предъявления
арбитражно-судебных претензий к государству-реципиенту уже на
прединвестиционном этапе.
|