И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 6. Условия доступа и этапы хозяйственной деятельности иностранного инвестора на территории Российской Федерации
6.2. Этапы инвестиционной деятельности
6.2.3. Прекращение инвестиционной деятельности
А. На основании гражданского законодательства
Инвестиционный контракт между иностранным инвестором и
государством-реципиентом может быть расторгнут как по договоренности, так и в
судебном порядке по требованию одной из сторон. Поскольку данная категория
соглашений имеет преобладающую гражданско-правовую природу, контракт может быть
прекращен без согласия второй стороны только с соблюдением норм гражданского
законодательства.
По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут
по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных
случаях, предусмотренных законами или договором (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Другими словами, аксиомой является то, что порядок прекращения инвестиционного
соглашения независимо от оснований может быть только судебным. Потому что
инвестиционное соглашение как вид гражданско-правового договора построено на
совершенно иных принципах: равенство сторон, никакой исключительности и изъятий
из общих правил; гарантии сторон обеспечиваются общими для всех участников
оборота защитными механизмами самой правовой системы и судом; условия договора
незыблемы; отношения сторон предельно формализованы.
Инвестиционное соглашение этого типа является
гражданско-правовой формой гарантий со стороны государства, выступающего при
этом равноправным партнером. Вступая с инвестором в договор, государство в лице
уполномоченного органа формулирует гарантии, адресованные непосредственно
стороне, иностранному инвестору. Необходимость включения в договор в качестве
существенного условия гарантии государства объясняется тем, что этот вид
предпринимательской деятельности, как правило, связан с большим объемом инвестирования,
длительным сроком окупаемости затраченных средств и высоким риском их потери
или убытков.
При прекращении инвестиционного соглашения по общим
основаниям, установленным в инвестиционном соглашении или законе, наступают
установленные в них же последствия. В силу специфики предмета инвестиционного
соглашения необходимо специальное регулирование последствий прекращения
договора. Правовое регулирование, предусмотренное п. 4 ст. 453 ГК РФ,
явно недостаточно в случае инвестиционного соглашения.
На уровне закона необходимо установить имущественные
последствия досрочного прекращения инвестиционного соглашения и имущественные
последствия прекращения инвестиционного соглашения в связи с истечением его
срока действия, а также границы договорного регулирования данных вопросов [354].
Б. В результате принудительных мер изъятия иностранных
инвестиций
Принудительные меры изъятия иностранных инвестиций -
центральная тема как международного инвестиционного права, так и права
иностранных инвестиций России. Поэтому естественно, что в последующих главах им
будет уделено специальное внимание. А пока только отметим, что, во-первых,
прекращение инвестиционной деятельности в результате принудительного изъятия
капиталовложений принимающим государством представляет наибольшую угрозу для
иностранного инвестора.
Во-вторых, в случае прекращения инвестиционного соглашения
по специальному основанию - в силу односторонних суверенных действий
принимающего государства - иностранному инвестору гарантирована выплата
компенсации. При этом выплата компенсации осуществляется на основании тех же
принципов и в том же порядке, что и при экспроприации.
В-третьих, дефиниция "экспроприация" имеет
различное содержание в ДИД. Обычно применяется следующая формула: национализация,
экспроприация или иные меры, равные по последствиям национализации или
экспроприации. Такая формула использована, например, в ДИД Российской Федерации
с Данией, Швецией, Венгрией, Албанией, Китаем, Германией, Японией, Австрией.
В-четвертых, определение цели вмешательства и его
характеристика в качестве "общественно необходимого" является
прерогативой государства, которое, как показывает международно-арбитражная
практика, обладает весьма широким усмотрением в отношении того, что является
"общественным интересом".
В-пятых, гарантия выплаты компенсации вытекает из принципа
соразмерности, который не допускает по общему правилу лишения иностранного
инвестора всех имущественных прав без какого-либо возмещения.
Международное инвестиционное право с момента своего
зарождения уделяло особое внимание проблемам политического риска, связанным с
возможными гражданскими беспорядками на территории принимающего государства.
В прошлом под политическим риском традиционно
подразумевались враждебные действия правительства, такие как экспроприация или
национализация активов инвесторов, которые широко применялись в
60-70-е гг. ХХ в. Кстати, они-то и способствовали росту значения
факторов политического риска. Однако сфера этого определения значительно шире и
включает в себя целый ряд ограничений: насильственное изменение условий
контрактов или даже дискриминационные меры в отношении экспортных маршрутов и
экспертных квот, барьеры на обмен валюты или репатриацию прибыли,
неблагоприятные изменения налогов, аннулирование контрактов, необеспеченность
надежности права собственности. То есть, по существу, речь идет о косвенных
формах принудительного изъятия иностранных инвестиций.
|