И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 7. Институт правовых режимов иностранных инвестиций
7.1. Юридические параметры режимов иностранных инвестиций
Какие же виды режимов деятельности характерны для
современного правового регулирования инвестиционной деятельности иностранных
инвесторов? Условия о режимах деятельности содержат самые различные
международные соглашения - многосторонние и двусторонние договоры, прежде всего
различные торговые соглашения, соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а
также двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите зарубежных
капиталовложений.
Теория и практика международного инвестиционного права
режимы иностранных инвестиций делит на абсолютные и относительные. Первые
базируются на принципах полной защиты и безопасности, недискриминации,
справедливого и равноправного обращения, обязанности соблюдать обязательства,
касающиеся инвестиций, обращения в рамках международного права. Ко вторым
относятся режим наибольшего благоприятствования и национальный режим [355].
Принципы абсолютного режима иностранных инвестиций
направлены на обеспечение полной защиты зарубежных капиталовложений.
Справедливый и равноправный режим является традиционным
общепринятым обычаем в международном праве, тесно связанным с классическим
определением так называемого должного прилежания, хотя его значение точно не
определено. В официальном комментарии ст. 1 проекта Конвенции о защите
иностранной собственности указывается, что "справедливое и равноправное
обращение означает минимальный международный стандарт, который составляет часть
обычного международного права". В соответствии с этой точкой зрения данный
стандарт охватывает всю систему международно-правовых принципов, в том числе
принцип недискриминации, обязанность защищать иностранную собственность и
международный минимальный стандарт.
Как известно, некоторые развивающиеся государства подвергают
сомнению особое правовое положение определенных стандартов международного права
и их применимость к иностранным инвестициям.
По этой логике значение принципа справедливого и
равноправного обращения объясняется относительным недостатком абстрактного
содержания.
Принципиальное место в международных двусторонних договорах
о поощрении и взаимной защите капиталовложений занимает определение общего
правового режима. Это объясняется тем, что четкое обозначение общего
юридического стандарта для иностранных инвестиций имеет важное значение для
обеспечения благоприятного инвестиционного климата в любой стране. Новым, по
сравнению с положениями российского законодательства, является включение в
двусторонние международные соглашения о защите иностранных инвестиций условий
режима, который получил в международно-правовой практике название "режим
абсолютного стандарта". Такой режим предполагает общую характеристику
предоставляемого иностранным инвестициям режима: "равноправный" и
"справедливый режим", "режим, обеспечивающий полную и
безусловную защиту инвестиций в соответствии с теми стандартами, которые
приняты в международном праве".
Конкретной интерпретации "благоприятного и
справедливого режима" не существует, хотя некоторые его элементы считаются
более или менее общепринятыми. Речь в данном случае идет о недискриминации,
некоем минимальном стандарте, обязанности государства-капиталополучателя
защищать иностранную собственность.
Применяются иногда и другие аналоги этих понятий. Например,
в Договоре к Энергетической Хартии в ст. 10 (1) предусматривается
"справедливый и равноправный режим" и "постоянная максимальная
защита и безопасность", которые, кстати, определены на основе формулировок
ДСМ и ДИД, заключенных между США и Великобританией. Добавляют ли эти два
термина что-либо к международному минимальному стандарту? Они не обладают
атрибутами жесткой ответственности, которую берут на себя государства в
отношении ущерба, понесенного иностранцами в связи с внутренней
нестабильностью, а являются скорее определенным выражением надлежащей разумной
осторожности государств в отношениях с иностранцами.
"Поощряет и создает стабильные, равноправные, благоприятные
и гласные условия инвесторам" - данное положение ст. 10 (1) ДЭХ
применимо главным образом к прединвестиционной деятельности, однако возможно
его применение и к послеинвестиционной деятельности. Но это понятие не является
одним из элементов международного минимального стандарта, поскольку государства
в соответствии с принципом суверенитета свободны, если они этого желают, в
поощрении или противодействии иностранным инвестициям.
Концепция, в соответствии с которой нельзя "никоим
образом препятствовать посредством неоправданных или дискриминационных мер
управлению, поддержанию", представляется весьма сходной с минимальным
международным стандартом. Считается, что эта концепция относится к таким
случаям, которые имели место вскоре после иранской революции. В этом случае
народ в условиях терпимого отношения, негласной поддержки, а иногда и поощрения
со стороны некоторых государственных структур нанес существенный коммерческий
урон, который во многих случаях выражался в прямой или "ползучей"
экспроприации.
Абсолютное большинство двусторонних договоров содержит
термин "справедливый и равноправный" режим. "Каждая из
Договаривающихся Сторон будет обеспечивать справедливый и равноправный режим
капиталовложений инвесторов другой Договаривающейся Стороны и не будет путем
принятия неоправданных или дискриминационных мер препятствовать эксплуатации,
управлению капиталовложениями, осуществляемых этими инвесторами. Каждая из
Договаривающихся Сторон обеспечивает таким капиталовложениям полную
безопасность и защиту", - говорится, например, в Соглашении России с
Королевством Нидерландов (ст. 2).
Стандарт справедливого и равного режима не определяет
материальные нормы в сфере международно-правового регулирования, так как это
нереально с точки зрения государственного суверенитета. То есть стандарт
справедливого и равного режима выполняет "не прямую, а опосредованную
функцию: он позволяет оценивать соответствие международному праву национальных
норм, определенных государством, на территории которого осуществляются инвестиции,
в том что касается статуса международных инвестиций". Стало быть, норма
"справедливый и равноправный режим" имеет во многом декларативный
характер. В ней зафиксирована воля государства поощрять иностранные инвестиции,
вести благожелательную политику в отношении зарубежных инвесторов. Более
конкретные формулировки двустороннего договора содержатся в последующих
статьях, где говорится о предоставлении иностранным инвесторам режима
наибольшего благоприятствования или национального режима.
Примечательно, что в Соглашениях России с Канадой и Францией
при определении режима инвестиций предусматривается прямая отсылка к общим
принципам международного права. Например: "Каждая из сторон обязуется
обеспечивать на своей территории... капиталовложениям инвесторов другой Договаривающейся
Стороны в соответствии с принципами международного права справедливый и
равноправный режим, исключающий любую несправедливость или дискриминационную
меру, которая могла бы помешать управлению, содержанию, пользованию или
ликвидации этих капиталовложений" (ст. 3 п. 1 Соглашения России
с Францией).
Включение условия о предоставлении режима абсолютного
стандарта, на взгляд специалистов, означает, что при разрешении тех или иных
вопросов в ходе осуществления инвестиционной деятельности не исключается
обращение к нормам международного права. Если условие международного соглашения
содержит прямую отсылку к нормам и принципам международного права, то
толкование таких категорий, как "справедливый" и
"равноправный" режим, должно даваться в соответствии с пониманием
этих категорий, принятых в международном праве. Отсутствие отсылки к
международному праву дает возможность толкования договаривающимся сторонам этих
категорий в соответствии с национальным законодательством.
|