И.З. Фархутдинов
Международное инвестиционное право и процесс
Учебник. - М.: "Проспект", 2010.
Глава 7. Институт правовых режимов иностранных инвестиций
7.3. Принцип взаимности, реторсия
Как особо доказывалось в гл. 1, принцип взаимности
вытекает из взаимозависимости государств, являющейся объективной
закономерностью современных международных отношений. Государства, развивая
отношения на началах равноправия, стремятся к признанию действия национальных
законов.
Особое значение принцип взаимности, как категория
международного частного права, имеет при определении правового статуса иностранных
физических и юридических лиц. Его значение не понижается, а наоборот,
усиливается при правовой регламентации юридического статуса иностранного
инвестора, а также в области гражданского и арбитражного процесса.
Принцип взаимности играет и более общую, принципиальную роль
при коллизиях, связанных с признанием и применением иностранного права. Но при
этом возникает вопрос: является ли принцип взаимности обязательным условием
применения иностранного права или иностранное право применяется в силу юридически
обязательного предписания отечественной коллизионной нормы?
В теории и практике международного частного права обладает
позиция, что юридически обязательность применения иностранных законов не должна
зависеть от взаимности [357].
Принцип взаимности в МИП понимается в широком и узком
смыслах. В первом значении в одном государстве взаимно признается действие
правовой системы другого государства и тех субъективных прав, которые возникли
у лица на основе применения законодательства другого государства. В широком
смысле понимается взаимное признание государствами действия их законов и тех
прав, которые возникают на основании их законов в иностранном государстве.
В более узком смысле под взаимностью следует понимать
предоставление определенного режима (национального или режима наибольшего
благоприятствования).
Часть третья Гражданского кодекса РФ в ст. 1189 впервые
юридически закрепила принцип взаимности в качестве общего начала МИП, который
должен соблюдаться при разрешении любой коллизии права в сфере
гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.
Принципиальная роль принципа взаимности зафиксирована в трех
взаимосвязанных, взаимодополняемых друг друга правилах: 1) применение
иностранного закона не зависит от взаимности, оно обусловлено только
предписанием российской коллизионной нормы; 2) соблюдение взаимности может быть
предусмотрено отдельными законами и в таком случае иностранная норма должна
применяться только при наличии взаимности; 3) если применение иностранной нормы
поставлено в зависимость от взаимности, то считается, что взаимность существует
до тех пор, пока не будет доказано обратное (презумпция взаимности) [358].
Принцип взаимности предусматривается в различных
двусторонних международных договорах. Что касается ДИД, то данный принцип
заложен уже в самом их названии: "Соглашение о поощрении и взаимной защите
капиталовложений".
В сфере международного гражданского процесса данный принцип
предусматривает обращение к таким институтам, как исполнение иностранных
судебных поручений, признание и исполнение иностранных судебных и арбитражных
решений [359].
Принято различать два вида взаимности: материальную и
формальную.
Под материальной взаимностью следует понимать предоставление
иностранным гражданам и юридическим лицам тех же конкретных прав, которыми
пользуются в данном иностранном государстве их отечественные аналоги.
Формальная взаимность означает предоставление тех прав,
которыми пользуются отечественные граждане. С одной стороны, в силу этого
иностранным гражданам в другой стране могут предоставляться те права, которыми
обладают отечественные граждане, в том числе и те права, которыми иностранные
граждане не пользуются в своем государстве. С другой - иностранцы не могут
требовать предоставления им тех прав, которыми они обладают в своем
государстве, если предоставление таких прав не предусмотрено законодательством
этого иностранного государства [360].
Некоторые законы зарубежных стран содержат нормы об условиях
предоставления иностранным лицам так называемого права бедности, т.е.
освобождения от уплаты судебных расходов при доказанности тяжелого
материального положения. В основном право бедности предоставляется при условии
взаимности. При этом, например, согласно абз. 4 § 114 Германского
гражданского судебного уложения иностранным юридическим лицам право бедности
вообще не предоставляется. Законодательство некоторых стран, например
Гражданского процессуального кодекса Бельгии, допускает применение к
иностранным лицам норм о праве бедности лишь при наличии международного
соглашения.
В российском законодательстве наличие взаимности не связано
с предоставлением национального режима иностранным гражданам и хозяйствующим
субъектам.
Установление необоснованных, дискриминационных ограничений в
отношении граждан и юридических лиц другого государства вызывает со стороны
последнего ответные аналогичные действия, именуемые в международном праве
реторсией.
Право каждого государства на реторсию вытекает из принципа
суверенного равенства государства, являющегося одним из основных принципов
международного права.
В международном публичном праве и международном частном
праве некоторые ученые разграничивают реторсию и репрессалию [361].
Под реторсией следует понимать правомерные принудительные
действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого
государства, поставившего в дискриминационные условия физические и юридические
лица первого государства [362].
Реторсия направлена на восстановление принципа взаимности по
отношению к соответствующему государству. Применение реторсии не означает
нарушение принципа недискриминации.
Меры реторсии должны быть адекватны вызвавшему их акту и
прекращаться после восстановления статус-кво.
Статья 1194 ГК РФ определяет реторсии как ответные
ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и
юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения
имущественных и неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.
Из статьи 1194 следует, что реторсии в сфере
международных частноправовых отношений:
а) устанавливаются высшим исполнительным органом
государственной власти - Правительством РФ;
б) не носят упреждающий, превентивный характер;
в) допускаются лишь в качестве ответных действий
дискриминационного характера;
г) применяются в области, связанной с защитой имущественных
и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц;
д) непредоставление национального режима иностранцам из
какого-то государства не может рассматриваться как основание для реторсий.
|