О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Тема 13. Федеральное Собрание – парламент РФ, его палаты
1. Правовой статус и структура Федерального Собрания России
Конституция
(ст. 94) определяет, что парламент России — Федеральное Собрание — является представительным
и законодательным органом Российской Федерации. Это означает,
во-первых, что Российский парламент состоит из представителей народа. О
представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его
структура.
В
соответствии со ст. 95 Конституции России Федеральное Собрание состоит из двух
палат — Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется
с учетом необходимого представительства. Так, в верхнюю палату парламента —
Совет Федерации — входит по два представителя от каждого субъекта Российской
Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов
государственной власти. Этим обеспечивается представительство в Российском
парламенте интересов каждого из субъектов Федерации. Более того, обеспечивается
реализация интересов и законодательной, и исполнительной ветвей государственной
власти этих субъектов.
Сущность
Федерального Собрания как законодательного органа России состоит в том, что
парламент обладает правом принимать общеобязательные для
исполнения на территории страны правовые акты — федеральные конституционные
законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.
Федеральное
Собрание является постоянно действующим органом. С целью обеспечения
своевременного начала работы парламента установлено правило, что вновь
избранная Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день
после избрания. Однако в случае необходимости Президент России может созвать
заседание Государственной Думы и ранее этого срока (п. 2 ст. 99 Конституции
Российской Федерации).
Непрерывность в деятельности
парламента России достигается тем, что полномочия Государственной Думы прежнего
созыва (т.е. избранной раньше) прекращаются с момента начала работы
Государственной Думы нового созыва. Палаты заседают раздельно.
Заседания палат являются обычно открытыми. В случаях,
предусмотренных регламентами палат, их заседания могут быть закрытыми.
Палаты
могут собираться совместно лишь в нескольких случаях для
заслушивания посланий Президента России, посланий Конституционного Суда
Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. С целью
обеспечения необходимой организации работы палат, ведения заседаний и
соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего
состава соответственно — Председателя Совета Федерации и его заместителей,
Председателя Государственной Думы и его заместителей (ст. 101 Конституции
России).
Для
предварительного рассмотрения организационных вопросов, касающихся распорядка
деятельности этой палаты, образуется Совет Государственной Думы. В его состав
входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских
групп.
К
числу депутатских объединений Государственной Думы относятся фракции и
депутатские группы. Фракция формируется депутатами, избранными в состав палаты
от какого-либо избирательного объединения (политической партии, движения и т.
п.) и депутатами — членами этой политической партии (движения), избранными в
нее по одномандатным избирательным округам. Депутаты Государственной Думы, не
вошедшие во фракции, могут образовать депутатские группы (при наличии в них не
менее 35 депутатов).
|