О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Тема 18. Судебная власть в РФ. Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ
4. Конституционные основы деятельности Прокуратуры РФ
В соответствии с Конституцией РФ прокуратура и законодательство о
прокуратуре относится к исключительному ведению Российской Федерации.
В ст. 129 Конституции определены общие вопросы
организации прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального
прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации.
Согласно ст. 129, прокуратура Российской Федерации составляет единую
централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и
освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской
Федерации. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором
Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
Прокуратура РФ в соответствии с Конституцией РФ осуществляет надзор
за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов,
принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных
к ответственности, осуществляет уголовное преследование.
Основными функциями прокуратуры являются:
1) надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями,
учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами;
2) надзор за соблюдением законов органами, ведущими борьбу с преступностью
и другими правонарушениями и расследующими деяния, содержащие признаки
преступления;
3) расследование деяний, содержащих признаки преступления;
4) поддержание государственного обвинения, участие в рассмотрении в
судах уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях и
хозяйственных споров в арбитражных судах;
5) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного
заключения, при исполнении наказаний и применении других мер принудительного
характера, назначаемых судом;
6) надзор за соблюдением законов органов военного управления, воинскими
объединениями, соединениями, воинскими частями, подразделениями, военными
учреждениями и военными учебными заведениями и должностными лицами Вооруженных
Сил, Пограничных войск, Федеральной Службы Безопасности.
Органы прокуратуры Российской Федерации:
1) составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих
вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;
2) осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от
органов государственной власти и управления, общественных и политических
организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории
Российской Федерации законами;
3) действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям
закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной
охраняемой законом тайны;
4) информируют органы государственной власти и управления, а также
население о состоянии законности.
Создание и деятельность политических партий и их организаций в органах
прокуратуры не допускаются.
Прокуроры не вправе заниматься по совместительству иной
оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных
форм государственной деятельности. Органы прокуратуры осуществляют
полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом
соответствии с действующими на территории РФ законами.
Прокуратура не обладает никакими административными
функциями, поэтому не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и
организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых она
осуществляет надзор.
Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а
передает дело на рассмотрение суда либо соответствующего государственного
органа. Исключением из этого общего правила является надзор
прокуратуры за исполнением закона при расследовании уголовных дел и частично
при надзоре за местами лишения свободы. Здесь прокурор обладает властными
полномочиями и сам своей властью может устранить выявленные нарушения закона.
Предметом надзора является:
1) соответствие актов, издаваемых всеми органами, предприятиями,
учреждениями, организациями и должностными лицами, требованиям Конституции
Российской Федерации и действующим законам;
2) соблюдение законов о неприкосновенности личности,
социально-экономических, политических, личных правах и свободах граждан, защите
их чести и достоинства;
3) соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных
отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности.
Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим сообщениям
о нарушениях законности, требующие прокурорского реагирования, а при наличии
поводов - также по собственной инициативе прокурора.
|