О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Тема 21. Местное управление и самоуправление в РФ
3. Конституционные гарантии местного самоуправления
Местное самоуправление в России, исходя из его
значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит
особой правовой охране со стороны государства.
В соответствии со ст. 133 Конституции Российской
Федерации ему гарантируется право на судебную защиту, на компенсацию
дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений,
принятых органами государственной власти; запрещается ограничение кем бы то ни
было прав местного самоуправления, установленных Конституцией России и федеральным
законом. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного
самоуправления” дополняет указанный перечень обязательностью решений, принятых
путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и
должностных лиц на территории соответствующего муниципального образования, а
также обязательностью рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного
самоуправления государственными органами и их должностными лицами.
Важнейшей
правовой гарантией местного самоуправления является судебная защита прав
местного самоуправления. Субъектами обращения в суд могут быть как сами органы
местного самоуправления и их должностные лица, так и граждане, проживающие на
территории муниципального образования. Предметом обращения в суды общей
компетенции или арбитражные суды могут быть, по общему правилу, решения (акты)
органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов
местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций,
а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления.
Кроме рассмотрения исков о признании таких решений (актов) недействительными,
суды обязаны рассматривать жалобы органов местного самоуправления на отказ
соответствующего органа государственной власти зарегистрировать устав
муниципального образования. И, наконец, суды рассматривают споры о том,
является ли какое-либо действие (акт) органа государственной власти
вмешательством в дела местного самоуправления.
Компенсация
дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений,
принятых органами государственной власти, возмещается местному самоуправлению
также по постановлению судебных органов. При этом следует иметь в виду, что
право органа местного самоуправления на обращение в суд с исковым заявлением о
возмещении причиненного ущерба (расходов) не зависит от того, был ли такой
ущерб причинен решениями, принятыми в рамках закона или с его нарушениями, а
также реальными действиями или бездействием государственных органов и их должностных
лиц.
Сущность
запрета на ограничение прав местного самоуправления состоит в
том, что ни один государственный орган не имеет права вмешиваться в
деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления как путем принятия
решений вместо них, так и путем наложения запрета на осуществление ими своих
полномочий.
Решения,
принятые прямым волеизъявлением граждан, а также решения органов и должностных
лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми расположенными на
территории соответствующего муниципального образования предприятиями,
учреждениями и их организациями (независимо от их подчиненности и
организационно-правовых форм) и гражданами.
Следует
отметить, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут
быть отменены либо ими самими, либо признаны недействительными решением суда. Дополнительной
гарантией обязательности решений органов и должностных лиц местного
самоуправления является указание Федерального закона “Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации” (п. 3 ст. 44) на
ответственность за исполнение или ненадлежащее исполнение таких решений.
В
качестве гарантии местного самоуправления выступает и особый порядок
рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с нормами Федерального закона (ст. 45) такие обращения подлежат
обязательному рассмотрению органами государственной власти, их должностными
лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения
направлены. Представительные органы местного самоуправления наделены правом
законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта
Российской Федерации.
К
гарантиям местного самоуправления следует отнести установленную Федеральным
законом ответственность его органов и должностных лиц. Такую
ответственность указанные субъекты несут:
1)
перед
населением муниципального образования;
2)
государством;
3)
физическими
лицами (гражданами);
4)
юридическими
лицами.
При
этом основания ответственности могут быть различными. Так, ответственность
органов местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты
доверия населения. Условия и порядок такой ответственности определяются
уставами соответствующих муниципальных образований.
Основаниями
ответственности
местного самоуправления перед государством является нарушение Конституции
России, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных
законов, законов субъекта Федерации, а также устава муниципального образования.
Такое нарушение должно быть установлено решением суда. В случае, если суд
определил деятельность органа местного самоуправления или его должностного лица,
несоответствующей Конституции России и другим правовым актам, то решение суда
является основанием для рассмотрения органами государственной власти вопроса о
прекращении их полномочий.
Органы
местного самоуправления и их должностные лица могут нести ответственность перед
государством за осуществление отдельных, переданных им государством,
полномочий, но только в той мере, в какой эти полномочия обеспечены
соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми
средствами.
Основания
и порядок привлечения органов местного самоуправления и их должностных лиц к
ответственности перед физическими и юридическими лицами устанавливается
соответствующими федеральными законами (кодексами), законами субъектов
Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.
Определенной
гарантией соблюдения органами местного самоуправления и их должностными лицами
законодательства служит осуществление прокурорского надзора за
исполнением ими Конституции России, федеральных законов, законов субъектов
Российской Федерации и уставов муниципальных образований.
|