О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Тема 2. Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993г.
2. Общая характеристика Конституций
Термин “конституция” (от лат. constitutio —
установление) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения
различного рода установлений и указов императоров. Однако ни рабовладельческое,
ни сменившее его феодальное государство не имели конституций как основного
закона государства, в котором закреплялось бы его устройство.
Конституции в собственно государственно-правовом
смысле появились в результате буржуазных революций и были призваны
зафиксировать экономическое и политическое господство буржуазии.
Под
конституцией в юридической науке понимается основной закон
(система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы
общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между
государством и личностью, организации и деятельности системы государственных
органов.
Сущность любой конституции состоит в том,
что она представляет собой отражение соотношения политических сил,
существующего на момент принятия основного закона.
В правоведении используются понятия юридической и
фактической Конституции либо фиктивной и нефиктивной.
Юридическая конституция – это совокупность
норм права, регулирующих общественные отношения. Фактическая
конституция – это реально существующие отношения.
Объясняется данное разделение
тем, что соотношение сил социально-политических групп в обществе постоянно
меняется и юридическая конституция не успевает его отражать, поэтому закон и
действительность расходятся. Помимо того часто составители проектов конституций
отражают некоторые перспективные направления, которые могут быть далеки от
реальности.
Под функциями конституции понимается
ее государственно-общественное предназначение и способы его реализации. Среди
них можно выделить следующие:
1)
юридическая, т.к. она является основным
законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных
отношений;
2)
политическая, т.к. она определяет
государственный строй, основы отношений личности с государством, является
правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки
избирательной системы;
3)
экономическая, т.к. она закрепляет плюрализм
форм собственности;
4)
социальная, т.к. конституция провозглашает
наше государство социальным, «политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»;
5)
идеологическая, т.к. она признает
идеологическое многообразие и никакая идеология, включая религиозную, не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Современная юридическая наука классифицирует
существующие конституции по различным критериям.
1. По форме действующие конституции
бывают писаные и неписаные. Под писаной конституцией обычно понимают
единый основной закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющие важнейшие
общественные и государственные институты и изложенные по определенной системе. Неписаная
— это такая конституция, которая представляет собой совокупность нескольких
законов, конституционных обычаев и традиций.
2.
По времени действия конституции разделяются на имеющие ограниченный
и неограниченный срок действия — временные и постоянные.
3.
В зависимости от способа принятия или изменения конституции
делятся на гибкие (изменяемые в обычном законодательном порядке)
и жесткие (принимаемые или изменяемые в порядке усложненной
процедуры по сравнению с обычным законодательным процессом).
4.
По форме правления, определенной самой конституцией, они делятся
на монархические и республиканские.
5. В зависимости от формы государственного
устройства конституции классифицируются на федеративные, унитарные и
конфедеративные.
6.
По закрепленному политическому режиму конституции делятся на
демократические, авторитарные и тоталитарные.
|