О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Тема 2. Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993г.
5. Структура Конституции России
Под
структурой конституции понимается принятый в ней порядок,
посредством которого устанавливается определенная система группировки
однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
В основе определения последовательности расположения в
конституции норм лежат факторы, основанные на учете взаимосвязи этих норм друг
с другом, мотивы первичности и производности норм друг от друга.
Конституция состоит из преамбулы и двух разделов,
второй раздел носит процессуально-переходный характер.
Первый
раздел состоит из 9 глав (137 статей):
1.
Основы
конституционного строя.
2.
Права
и свободы человека и гражданина.
3.
Федеративное
устройство.
4.
Президент.
5.
Федеральное
собрание.
6.
Правительство
РФ.
7.
Судебная
власть.
8.
Местное
самоуправление.
9.
Конституционные
поправки и пересмотр конституции.
Второй
раздел носит название «Заключительные и переходные положения».
В
структуре новой Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи,
на которых она основана. Это проявляется в следующих изменениях структуры:
1.
В
изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы
конституционного строя» не простая замена понятия «общественный» на
«конституционный», а отражение качественного изменения характеристики строя.
2.
В
связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на
парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов
Российской Федерации и порядок их избрания».
3.
Глава
о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом
отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.
4.
Последовательно
и четко отражен в структуре Конституции принцип разделения властей.
5.
Концепция
обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской
Федерации, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в
структуре Конституции путем установления специальных разделов.
6.
Снят
раздел о государственном плане экономического и социального развития России.
7.
В
прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в
раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и
свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности как
таковой без увязки ее статуса непосредственно с государством.
8.
Конституция
Российской Федерации 1993 г. не включила в свой текст Федеративного Договора,
поскольку его положения нашли отражение в статьях Конституции.
9.
В
целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, четкой и юридически строгой по логике своего построения и научной
обоснованности последовательности глав.
10.
Раздел
второй Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской
конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого
раздела явление нередкое.
В
этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по
вопросам:
-
которые
связаны с введением новой Конституции в действие;
-
фиксируется
прекращение действия прежней Конституции;
-
закрепляется
соотношение новой Конституции и Федеративного Договора;
-
отражается
порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в
силу настоящей Конституции;
-
указаны
основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
В
то же время необходимо выделить некоторые недостатки структуры
Конституции РФ.
Нарушена
логика структуры документа. Текст Конституции условно можно разделить на четыре
взаимосвязанные и взаимообусловленные части. Первые три из них закрепляют элементы
формы Российского государства (политический режим фиксируют главы 1 и
2, форму государственного устройства - глава 3, форму правления главы - 4, 5, 6
и 7), а четвертая часть регламентирует порядок вступления в силу,
изменения и пересмотра Конституции (гл. 9 и Раздел второй). Однако в
эту структуру абсолютно не вписывается глава 8, посвященная местному
самоуправлению.
Данный
институт поставлен в один ряд с ветвями государственной власти, хотя
законодательная техника подсказывала необходимость закрепить данные положения в
ст. 12 Конституции. Вероятно, разработчики документа хотели подчеркнуть особое
значение местного самоуправления в системе российской демократии. Отсюда
"однопорядковость" муниципальных образований органам государства,
хотя местные органы власти не относятся к органам государственной власти РФ.
Кроме
того, в гл. 7 "Судебная власть" включены положения, определяющие
правовой статус прокуратуры, хотя юридическая природа указанного органа
свидетельствует о его принадлежности более к исполнительной ветви государственной
власти. Нынешнее местонахождение института прокуратуры сбивает с толку не
только не искушенных в юриспруденции граждан, пытающихся искать правосудия там,
где его нет, и буквально "заваливающих" прокуроров вопросами,
относящимися к компетенции суда. Оно порождает и бесплодные научные дискуссии
об особом характере прокурорской власти в системе разделения властей в
Российском государстве.
Указанных
недостатков в области законодательной техники можно было избежать, если бы при
подготовке документа ограничились закреплением в нем лишь порядка назначения
Генерального прокурора в главах, посвященных полномочиям Президента и
Федерального Собрания, а регламентацию иных вопросов сделали предметом
федерального закона о прокуратуре. Это сняло бы все неясности в вопросе о
конституционном статусе прокурорского надзора. Кстати, подобным образом
поступили со Счетной палатой, что ничуть не ухудшило ее правового положения.
|