О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Тема 3. Конституционные основы общественного и государственного строя. Основы конституционного строя Российской Федерации
1. Конституционные основы общественного и государственного строя
Общественные
отношения регулируются нормами всех отраслей национального законодательства, а
наиболее важные, коренные, имеющие принципиальный характер — регулируются
нормами конституционными. Исходя из этого, юридическая наука под основами
конституционного строя понимает совокупность конституционных норм, закрепляющих
основы общественного устройства государства.
В
сфере экономических основ общественного строя конституции регулируют тип
собственности и статус ее отдельных форм, отношения, связанные с производством,
обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ, а также
принципы руководства и управление экономикой.
В
сфере социальных основ общественного строя в конституциях регулируются
социальные отношения, а в многонациональных федеративных государствах и
межнациональные отношения. В эту группу входят также отношения между трудом и
капиталом, государством и личностью, отношения по поощрению и охране брака и
семьи, отношения в области экологии, здравоохранения, социального обеспечения и
культуры.
В
сфере политических основ общественного строя конституции регулируют
общественные отношения, возникающие и развивающиеся по поводу осуществления государственной
власти в обществе через специально создаваемые для этого политические
организации, которые в совокупности образуют механизм политической власти
(политическую систему).
Общественный
строй является предметом изучения всех общественных и юридических наук.
Предметом конституционного права являются лишь те общественные отношения,
которые закреплены нормами конституционного права, то есть — основы
конституционного строя России.
Основы
конституционного строя Российской Федерации закреплены в первой главе
Конституции РФ 1993 г.
Российская
Федерация — Россия, провозглашается в ст. 1 Конституции РФ, есть
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления. Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны.
Демократия
в дословном переводе с греческого, как известно, означает народовластие.
Демократический характер Российского государства проявляется в том, что
согласно ст. 3 Конституции РФ “носителем суверенитета и единственным источником
власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”.
Конституция
закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия.
“Народ, — подчеркивается в п. 2 ст. 3 Конституции РФ, — осуществляет свою
власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы
местного самоуправления”.
Формами
непосредственного осуществления народовластия являются референдумы и свободные
выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ).
В
число конституционных основ Российской Федерации включен также классический для
большинства стран мира принцип разделения государственной власти на
законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются
самостоятельными (ст. 10 Конституции РФ). Государственную власть в России, как
установлено в п. 1 ст. 11 Конституции РФ, осуществляют Президент России,
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство
России, суды России. Из этой формулировки вытекает, что классический принцип
разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с
особенностями, которые заключаются в выведении Президента из системы
исполнительной власти на самостоятельное место в системе высших органов
государственной власти.
Для
механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное
самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ “В Российской Федерации
признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в
пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не
входят в систему органов государственной власти”.
Впервые
в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции
указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается
в п. 4 ст. 3 Конституции РФ “Никто не может присвоить власть в Российской
Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по
федеральному закону”.
Важнейшим
признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод
человека и гражданина. Этот признак нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции
Российской Федерации, которая устанавливает, что “человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина — обязанность государства”.
Российская
Федерация определяется ее Конституцией как правовое государство. Для правового
государства характерными признаками являются: верховенство закона во всех
сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности,
обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности,
обязательность закона не только для граждан, но и самого государства; строгое
исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности;
осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.
Эти
характерные признаки правового государства нашли свое отражение в нормах
Конституции, устанавливающих основы конституционного строя, а также в других
главах Конституции РФ.
В
статье 15 Конституции РФ устанавливается, что Конституция имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции.
В
этой статье непосредственно закреплен и другой характерный признак правового
государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения, подчеркивается в п. 2 ст. 45
Конституции РФ, обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Для
того чтобы законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. В этой связи
Конституция РФ 1993 г. впервые в нашем конституционном законодательстве
устанавливает: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные
законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не
опубликованы официально для всеобщего сведения” (п. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Стремление
придать правовой характер Российскому государству привело к новелле,
практически неизвестной конституционному законодательству стран мира.
Конституция РФ 1993 г. закрепила, что “общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора” (п. 4 ст 15 Конституции РФ). В этой норме
закреплен общий принцип примата международного права над национальным законодательством.
Статья
2 Конституции РФ 1993 г. закрепляет: “Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства”.
В
данной статье воплощен гуманный принцип взаимоотношений между государством и
личностью. Не человек для государства, а государство существует для человека,
для обеспечения его прав и свобод.
Для
правового положения человека в государстве важное значение имеет институт
гражданства. Наиболее принципиальные положения этого института законодатель
включил в содержание основ конституционного строя. В частности, ст. 8
Конституции РФ устанавливает, что “гражданство Российской Федерации
приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является
единым и равным независимо от оснований приобретения”.
В
статье 2 Конституции РФ последовательно проводится принцип равноправия. Каждый
гражданин Российской Федерации, подчеркивается в п. 2 ст. 8 Конституции РФ,
обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией России. Защищая права человека, Конституция РФ
устанавливает также, что “гражданин Российской Федерации не может быть лишен
своего гражданства или права изменить его” (п. 3 ст. 8 Конституции РФ).
Данное
положение дополняется установленными в статьях 61-62 Конституции РФ нормами,
согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы
Российской Федерации или выдан другому государству.
Многонациональный,
федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил
включение в первую главу Конституции РФ “Основы конституционного строя” ряда
положений, связанных с характером федерации и ее взаимоотношений с субъектами
Российской Федерации.
Прежде
всего, это нормы, закрепляющие единство федерации и верховенство ее законов на
всей территории. В статье 4 Конституции РФ, установлено: “1. Суверенитет
Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция
Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории
Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и
неприкосновенность своей территории”.
Несмотря
на отсутствие специальной главы, Конституция РФ в содержание основ
конституционного строя государства включает нормы, регулирующие отношения,
связанные с экономической системой общественного устройства Российской
Федерации. В Конституции закреплены многообразие форм собственности, их равная
защита: “В Российской Федерации, — установлено в п. 2 ст. 8 Конституции РФ, —
признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности”. Данное положение дополняется нормой статьи 35
Конституции РФ, которая устанавливает, что право частной собственности
охраняется законом, каждый вправе иметь свое имущество в собственности,
владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими
лицами.
Конституция
РФ устанавливает правовой режим земли. В ст. 9 Конституции закреплено, что “1.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут
находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности”.
Положения
этой статьи дополняются нормами ст. 36 Конституции РФ, согласно которой
граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение,
пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется
их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не
нарушает прав и законных интересов других лиц.
Учитывая
федеративный характер национально-государственного устройства России,
Конституция РФ 1993 г. закрепляет: “В Российской Федерации гарантируются
единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”
(п. 1 ст. 8 Конституции РФ).
Значительным
изменениям и сокращениям по сравнению с ранее действующей конституцией
подверглись и нормы, устанавливающие социальные основы общественного
устройства, входящие в содержание основ конституционного строя Российской
Федерации.
Российская
Федерация, закрепляется в ст. 7 Конституции РФ — социальное государство,
политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
В
п. 2 данной статьи закрепляются основные направления социальной политики
государства. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,
устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются
государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты.
В
содержание основ конституционного строя, закрепленных Конституцией РФ 1993 г., входят и нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением
государственной власти. В своей совокупности они регулируют политические основы
общественного устройства или политическую систему Российской Федерации.
Народ
— единственный законный и правомерный носитель власти в государстве,
осуществляющий ее независимо и самостоятельно. Как подчеркивается в п. 1 ст. 3
Конституции РФ, “носителем суверенитета и единственным источником власти в
Российской Федерации является ее многонациональный народ”.
Реализация
народовластия осуществляется в различных формах: через систему государственных
органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной
демократии.
Единство,
взаимосвязь и функционирование этих форм составляет политическую систему
общественного строя. Таким образом, под политической системой понимается
совокупность государственных, политических и общественных организаций, через
которые народ реализует принадлежащую ему по конституции власть, управляет
государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.
Основные
элементы политической системы нашли свое закрепление в первой статье
Конституции РФ 1993 г. “Основы конституционного строя”.
В
статье 13 Конституции РФ нашел свое закрепление отказ от государства одной
идеологии. Конституция устанавливает, что в Российской Федерации признается
идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной.
Деидеологизировав
общественный и государственный строй, Конституция РФ 1993 г. ликвидировала и монополию одной партии. В статье 13 Конституции РФ закреплено, что в
Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
Общественные объединения равны перед законом.
В
содержание основ конституционного строя законодатель включил определенные
ограничения для создания и деятельности партий и общественных организаций. В п.
5 ст. 13 установлено: “Запрещается создание и деятельность общественных
объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение
основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации,
подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной и религиозной розни”.
В
содержание основ конституционного строя входят такие элементы политической
системы, как механизм осуществления народовластия: Российское демократическое
федеративное правовое государство; политические партии и другие общественные
объединения; органы местного самоуправления; институты непосредственной
демократии (референдум и выборы).
Как
установлено в ст. 16 Конституции РФ, положения настоящей главы составляют
основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены
иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие
положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного
строя Российской Федерации.
Этот
порядок изменения норм первой главы установлен в ст. 135 Конституции РФ, в
которой установлено, что положения первой главы Конституции не могут быть
пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре норм,
составляющих основы конституционного строя, будет поддержано тремя пятыми
голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается
Конституционное Собрание.
Конституционное
Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает
проект новой, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от
общего числа его членов или выносится на референдум. Конституция считается
принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших
участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины
избирателей.
|