О.А. Лупандина
Конституционное (государственное) право Российской Федерации
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. – 178 с.
Тема 6. Формы правления. Государственное устройство РФ: содержание и правовое закрепление российского федерализма
3. Предметы ведения Российской Федерации
Предмет
ведения
— это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью
установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих
органов.
Предмет
ведения Российской Федерации определяется Конституцией РФ 1993 г., Федеративным договором, состоящим из трех Договоров о разграничении предметов ведения и
полномочий между федеральными органами государственной власти Российской
Федерации и органами власти республик; органами власти краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга; органами власти автономной области и автономных
округов.
По
содержанию регулируемых вопросов предметы ведения Российской Федерации
Конституция делит на две группы:
1.
Исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации
(ст. 71 Конституции РФ).
2.
Совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и
ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).
Кроме
данных полномочий по исключительному предмету ведения Российской Федерации,
закрепленных в ст. 71 Конституции РФ, ряд полномочий содержится в
статьях основного закона, устанавливающих компетенцию высших органов
государственной власти Российской Федерации и в других федеральных законах.
Федеративный
характер национально-государственного устройства России обусловил необходимость
конституционного закрепления предметов совместного ведения федерации и ее
субъектов. Дополнительно гарантируя равноправие субъектов федерации Конституции
РФ устанавливает, что данные положения в равной мере распространяются на все
субъекты РФ. Установленный Конституцией, Федеративным договором и другими
федеральными законами объем полномочий федерации может корректироваться договорами
и соглашениями между РФ и ее субъектами. Конституция РФ и Федеративный договор
предусматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих
полномочий органами исполнительной власти РФ и ее субъектов.
|