О.А. Андреева
История государства и права зарубежных стран
Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 311с.
Заключение
В заключение учебного пособия
следует отметить, что современная правовая культура является результатом
длительной истории становления, развития и эволюции государства и права ряда
стран, оказавших наибольшее влияние на формирование современной системы как
национального, так и международного права, придающей ему цивилизованный
характер, позволяющий выразить в нормах права максимальную долю общественных
интересов. История зарубежного государства и права отражает правовую культуру
различных периодов истории социума, а также элементы юридической техники,
позволяющие отличать юридические документы от любых других. Рассматривая право
зарубежных государств в историческом развитии можно выделить объективно новые
моменты, приемы, методы нормотворчества, которые накапливались нарастающим итогом,
отражая изменяющиеся общественные отношения и правовые средства их
регулирования.
Средства правовой культуры не
отмирают вместе с содержанием норм права, а передаются из поколения к поколению
для создания новых норм. Такие приемы как консолидация, инкорпорация,
кодификация, систематизация права, зародившись в древности, сохраняются и
совершенствуются вплоть до настоящего времени, благодаря чему современное право
приобрело общезначимый характер, по крайней мере, в системе международного
права. Поэтому при совершенствовании законотворческого процесса и правоприменительной
практики следует опираться на исторический опыт, преемственность в праве,
постепенное слияние права с формами идеологии, с которыми оно в практической
жизни всегда находится единстве в форме нерасчлененного общественного сознания.
В учебном пособии
рассматриваются исторические процессы развития сложной системы государственных
и юридических учреждений древнего, античного и средневекового мира, Нового и Новейшего
времени. Отказавшись от господствовавшего ранее в российской историко-правой
литературе доктринерского подхода к периодизации человеческой истории, автор
использует общефилософские и специальные (конкретно-исторический,
сравнительно-правовой, системный и др.) методы исследования, позволяющие создать
широкую историческую панораму, где государство и право прошлого предстают в
своем действительном, неискаженном идеологическими предрассудками виде. В учебном
пособии анализируется содержание государственно-правовых процессов и присущих
им причинно-следственных связей. В числе важнейших освещена проблема
возникновения и развития прав человека и гражданина, правового государства,
федерализма, системы разделения властей, парламентаризма, основных институтов
права.
Во взаимодействии с другими
историко-правовыми дисциплинами, теорией государства и права история
государства и права зарубежных стран вместе с ними выступает методологическим основанием
изучения современных государственно-правовых систем. В свою очередь это
объясняет необходимость поиска разносторонних форм её изучения, подготовки
определённого учебно-методического обеспечения, содержащегося в учебном пособии.
Исторические факты и их интерпретацию мы находим в правовой документации, источниках
действующего в то время права, которые дают представления о государстве, уровне
его социально-экономического и культурного развития.
История государства и права
имеет не только познавательный аспект, что не подвергается сомнению, но и
является своеобразной кладовой опыта для трансляции юридических идей
последующим поколениям. «Изучение отдельных событий только тогда будет иметь
цену для истории права, когда есть возможность уловить связь их с последующим»,
− писал в свое время знаток древнерусского права Н. Л. Дювернуа. Это
подтверждается определенным сходством памятников права с действующими правовыми
системами, что создает впечатление, что эти системы есть результат эволюции
концепций, заложенных в памятниках права и иных правовых документах прошлого.
При таком подходе, памятники права становятся материалом для современного правотворчества,
по крайней мере, в качестве отправной точки.
Особое внимание студентам
юридического факультета следует уделить самостоятельной работе по изучению
правовых памятников, что способствует формированию юридической культуры, техники
и юридического мышления. Памятники права знакомят будущих юристов с зарождением
и развитием различных правовых институтов, отраслей права, юридических понятий
и терминов, чтобы, в конечном счете, отразить развитие правовой мысли. Изучение
текстов памятников права позволяет проследить на конкретном материале развитие
юридической техники управления обществом в различные периоды истории.
Работа с учебным пособием не
может заменить непосредственного обращения к текстам источников права, так как
это непосредственный язык самого правового документа, а не пересказ его. В
результате этой работы происходит усвоение и закрепление учебного материала,
благодаря чему формируются фундаментальные знания и правовая культура юриста.
При этом следует учитывать, во-первых, что памятники права не всегда были
памятниками, в свое время они были действующим законами; во-вторых, праву
присуще историческое пра-вопреемство, когда юридические конструкции того или
иного памятника права становятся востребованными в новой правовой парадигме.
Право всегда формируется под влиянием социальных условий и идеологических
установок, поэтому один и тот же термин в разные эпохи и в разных странах может
иметь совершенно разное содержание. Заметим лишь то, что независимо от
изменений конкретных социальных условий преемственность имеет свое основание в
форме перехода от одной правовой системы к другой и т. д., а поскольку трудно
предположить утверждение всеобщей правовой системы, постольку само
правопреемство представляет из себя непрерывный и нескончаемый процесс, в
основе которого лежит вечно развивающееся общественное бытие, отраженное в
правосознании, из которого вырастает наличное право.
По существу право является
формой идеологии, и имеет дело не с объективной реальностью первого порядка
(материальным миром), а с реальностью второго порядка – исторической материей,
т.е. непосредственным отражением общественной жизни через правовую теорию и
действующее законодательство. Законодатель действует не под влиянием
общетеоретических соображений, а под влиянием реальных интересов и лишь на
некотором отдалении продукт его деятельности становится объектом правовой
теории. В историко-правовой науке легко приживаются субъективизм и волюнтаризм,
когда результаты историко-правового развития приписываются отдельным личностям:
Хаммурапи, Солону, Юстиниану, Наполеону и т. д. Но, с другой стороны, в истории
права отражен процесс объективного правотворчества как результата деятельности
субъекта истории – народа, например, в таких понятиях, как англосаксонская,
романо-германская и другие семьи права, что более соответствует объективной
истине.
Таким образом, в истории,
когда речь идет об эпохах развития государства и права, личности уступают место
подлинным творцам и носителям правовых отношений – государству, классам, гражданам.
Роль истории зарубежного государства и права в процессе профессиональной
подготовки юристов заключается в умении соединить общей идеей отдельные периоды
развития государства и права, сознательно или бессознательно используя принцип
правопреемственности, представляя политико-правовую историю как непрерывный
процесс. Противоположный подход, связывающий правотворчество с отдельными
личностями, ведет к локализации истории. Поэтому главное назначение истории
государства и права помочь человеку осознать себя как «юридическое существо»,
понять настоящее право через его прошлое и увидеть перспективы его будущего. В
этом смысле историко-правовые науки являются кладезем, из которого черпают правовые
конструкции и идеи последующие поколения, добавляя к ним то, что накоплено и
переработано в локально-исторический период.
|