Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 1. Введение в административное право
Тема 3. Предмет и метод административного права. Административные правовые нормы и отношения
4. Виды административно - правовых отношений
Основания
классификации.
По целевому
назначению, по направленности на возникновение правовых последствий для второй
стороны – позитивные (повседневная управленческая деятельность органов
исполнительной власти) и негативные (юрисдикционные, деликтные).
По времени действия
– постоянные и эпизодические.
По
конкретному содержанию – имущественного и неимущественного характера.
По способу
защиты - в судебном и во внесудебном
(административном) порядке.
В зависимости
от норм, на основе которых возникают – материальные и процессуальные.
Возможны иные
основания. Например, по субъектному составу – с различными участниками.
Наиболее
интересная классификация – в зависимости от положения сторон отношения – вертикальные
и горизонтальные правоотношения.
Вертикальные
отношения – это отношения, непосредственно выражающие воздействие субъекта
управления на объект, это и есть собственно властные отношения, в которых
субъект властен – объект подвластен (властеотношения).
Горизонтальные
отношения – это отношения равенства (юридического равноправия сторон
относительно друг друга). В литературе существовали споры о том, возможны ли
такие отношения. В последнее время признается, что такие отношения существуют,
но они являются вспомогательными по отношению к основным, то есть, властным
отношениям, складываются до того или после того.
Естественно,
исходя из сущности управления, властеотношения являются основными,
преобладающими, но не исключительными.
Обоснование
возможности возникновения горизонтальных отношений:
во-первых,
управление не всегда – воздействие, но и взаимодействие, значит,
взаимодействуют две стороны;
во-вторых,
управление имеет различные стадии, например, сбор и обработка информации не
требуют обязательного властного воздействия;
в-третьих,
это отношения – не просто управленческие, но и правовые, а это предполагает
взаимные права и обязанности сторон, иное означало бы полное бесправие и
управленческий (административный) произвол.
Вертикальные
отношения возникают всегда в следующих случаях:
- в условиях
организационной подчиненности;
- возможны при
отсутствии таковой, но при условии обязательности актов одной стороны для
другой;
- при
применении принуждения.
Условия
возникновения горизонтальных отношений:
- органы
должны находиться на одинаковом правовом уровне;
- между ними
не должно быть организационной соподчиненности;
- объем
властных полномочий по данному вопросу должен быть примерно одинаков.
Сущность
управленческих отношений прекрасно иллюстрирует управленческий треугольник Б.П.
Курашвили. Это позволяет выделить реординационные отношения, которые в
традиционной правовой схеме не выделялись.
В современном
обществоведении выделилась теория отношений социального обмена,
происходящего во всех сферах общественной жизни, не только экономической. Между
государством и гражданином возникают такие же отношения «обмена». Чем больше
дает государство гражданину (гарантия зарплаты, сохранности жизни, здоровья,
имущества, вкладов и т.д.), тем больше члены общества дорожат связью,
отношениями с государством, признавая его авторитет как субъекта управления.
И наоборот,
если государство не гарантирует гражданину условий нормальной жизни, то
последний свободен от моральных и материальных обязательств перед государством
(в смысле соблюдения законов и других повелений государства, уплаты налогов, исполнения
решений судов в плане возмещения материального ущерба и т.д.).
Вывод:
ужесточение требовательности со стороны государства не даст результата без
одновременного гарантированного выполнения обязательств в отношении граждан со
стороны государства.
|