Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 2. Административно-правовой статус граждан и организаций
Тема 4. Граждане как субъекты административного права
2. Развитие института прав человека и гражданина
Три
юридических «кита», по образному выражению С.С. Алексеева, составляют основу
цивилизованной человеческой системы: права и свободы человека, приоритет
частного права, независимое и сильное правосудие.
Ключевой
момент теории и практики правового государства и его конечная цель состоит в
утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений (взаимных
прав и обязанностей) между публичной властью и подвластными ей лицами как
субъектами права, в признании и надлежащем гарантировании формального
равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина. (В.С. Нерсесянц).
Таким
образом, тема «Гражданин и исполнительная власть» является частью темы «Права
человека и государственная власть», но основные способы реализации прав
человека и гражданина находятся именно в ведении исполнительной власти.
В
литературе отмечается, что на конституционно-правовом уровне российское
законодательство соответствует международным стандартам и основным требованиям
Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая
вступила в действие в России с 5 мая 1998, но проблемы возникают на уровне
понимания, толкования и применения.
Основные
этапы развития института прав и свобод человека и гражданина:
1. этап
– связан с провозглашением более 200 лет назад (1789 г.) Декларации прав человека и гражданина, когда были провозглашены политические и гражданские
права (в большей мере касающиеся взаимоотношений человека с
законодательной властью).
2. этап
– ХХ век – второе поколение прав – социально-экономические права (право
на труд, образование, социальное обеспечение), для их реализации нужны были
государственные мероприятия материального и юридического характера, (в большей
мере это отношения граждан и исполнительной власти).
В
западной доктрине эта деятельность носит название «позитивные услуги», а сами
органы – публичные службы.
3. этап
– современный, характеризуется возрастанием роли и значения обеспечения и
защиты прав и роли международного права в развитии и охране прав человека, а
также расширением способов обеспечения и охраны прав граждан (следовательно,
возрастает роль судебной власти).
Соответственно
этим этапам изменяется трактовка прав и свобод. От неотчуждаемых
естественных прав, стоящих над законом, через субъективное, позитивное
право (пожалованное, октроированное государством) к слиянию этих понятий,
признанию незыблемости и священности неотъемлемых прав человека, и обязанности
государства их охранять.
Значение
института прав и свобод человека и гражданина для административного права. Само
административное право обязано своим появлением именно институту прав и свобод,
а также обязанностей человека. Первоначально – публичное управление
– это управление делами города (когда личные права еще не были так развиты, а
свобода состояла главным образом в праве участия граждан (!) в государственном
управлении).
На
следующем этапе - полицейское
право феодального государства, где человек – подвластный объект управления,
государство – властный субъект управления.
(Интересно
- соответствующие параграфы в
дореволюционном учебнике административного права А.И. Елистратова называются:
«Положение обывателя в полицейском государстве» и «Положение личности в
правовом государстве»).
Административное
право в результате буржуазных революций, признавшее человека гражданином
государства, а государство – объединением граждан, его контрагентом
в их отношениях, предусмотрело возможность защиты прав человека от
нарушения со стороны самого же государства и его организаций.
Социальное
правовое государство признает, что правовое закрепление, обеспечение и
защита прав и законных интересов – основная цель государства.
(Интересно: по
выражению В.С. Нерсесянца, «история прав человека – это история очеловечивания
людей»).
Концепция современного
сервисного государства предполагает, что государство осуществляет публичный
менеджмент, государственный аппарат находится на службе у граждан как
налогоплательщиков, его основное предназначение – оказывать публичные услуги
гражданам.
|