Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 2. Административно-правовой статус граждан и организаций
Тема 4. Граждане как субъекты административного права
4. Права и обязанности граждан по административному праву
Административные
права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами дозволения
совершать определенные действия, вести себя в определенных рамках, требовать от
органов государства и их должностных лиц определенных действий для содействия в
реализации прав граждан или воздерживаться от создания препятствий для
реализации этих прав.
Виды прав
и обязанностей. Права и обязанности могут быть классифицированы по разным
основаниям. По связанности с конституционным статусом, по степени возможности
реализации прав и свобод (абсолютные и относительные), по характеру (политические,
социально-экономические, личные).
По связанности
с конституционным статусом права и обязанности можно разделить на следующие
группы:
- конституционные
(закреплены в Конституции РФ, но их реализация связана с исполнительной
властью или осуществляется в области государственного управления) - право на труд, отдых, на образование,
свобода передвижения, выбор места жительства и др.;
- вытекающие
из Конституции, но непосредственно связанные с самой сущностью
исполнительной власти (право на информацию, на участие в государственном
управлении, на государственную службу, на обращения в органы государства и др.);
- права,
предусмотренные непосредственно нормами административного права и не связанные
непосредственно с конституционным статусом (права лица, привлекаемого к
ответственности, право на изменение записи в актах гражданского состояния и
т.п.).
Права можно
классифицировать по иным критериям: по отраслям, по степени связанности органа исполнительной
власти при осуществлении права граждан (имеет или не имеет орган свободы
усмотрения – например, Д.Н. Бахрах называет права абсолютными и относительными).
Бахрах Д.Н.
выделяет шесть степеней связанности гражданина при реализации прав и свобод:
- полная
свобода;
- свобода,
связанная с обязанностью уведомления;
- свобода,
связанная с обязанностью регистрироваться;
- свобода,
связанная обязанностью получить разрешение;
- ограниченная
дискреционными полномочиями органа;
- полная
несвобода.
Обязанности
граждан по административному праву могут быть классифицированы по таким же
основаниям.
Основные
права граждан по административному праву:
- Право
граждан на участие в управлении (ст. 32 Конституции РФ) – например, право
участвовать в работе органов непосредственно и опосредованно, через
представителей.
Право
на проведение публичных мероприятий
(митингов, демонстраций, уличных шествий) регулируется ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Данным правом обладают
граждане России. Организатором демонстраций, шествий и пикетирования могут быть
граждане с18 лет, митингов и собраний – с 16 лет. Организаторами могут быть
также объединения граждан (группа граждан, партии, общественные и религиозные
объединения, отделения и структурные подразделения).
В
соответствии с принципами правового государства основные конституционные права
граждан должны осуществляться не в разрешительном, а в уведомительном порядке.
Однако
имеется ряд требований для реализации данного права. Например, при проведении
мероприятий должен соблюдаться общественный порядок. Письменное уведомление
подается в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления
в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть
запрещено:
- если не было
подано заявление (уведомление) о его проведении;
- если нарушен
порядок его проведения;
- если
возникла опасность для жизни и здоровья граждан;
-если нарушен
общественный порядок.
Право
граждан на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ст. 22
Конституции РФ. Это право может быть ограничено в отношении лиц, совершивших
правонарушение. До судебного решения гражданин может быть задержан на срок до
48 час. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. это положение распространяется и на административное задержание. Применение мер
административного принуждения детально урегулировано в КоАП РФ, т.к. ограничение
прав граждан в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть осуществлено
федеральным законом.
Право на
свободу передвижения и свободу выбора места жительства закрепляет ст. 27
Конституции РФ (вместо прописки в РФ введен институт регистрации по месту
жительства или пребывания).
Право
каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными
действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц
предусмотрено ст. 53 Конституции РФ.
Ст. 16 ГК РФ
содержит общие положения об имущественной ответственности публичных субъектов.
|