Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 2. Административно-правовой статус граждан и организаций
Тема 5. Способы защиты субъективных публичных прав граждан
3. Судебный порядок рассмотрения обращений граждан
Закон СССР 1987 г. и Закон 1989 г. об обжаловании в суд были приняты спустя 10 лет после провозглашения в
Конституции СССР права граждан на обжалование в суд действий должностных лиц.
Действующее
законодательство. Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусматривает, что каждый
гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерными действиями
(решениями, позднее – бездействием) органов государства, местного самоуправления,
организаций, объединений или должностных лиц, государственных, муниципальных
служащих нарушены его права и свободы.
1. Обжалуются
в суд действия, бездействие большого круга субъектов.
2. Формула
«если считает…» означает, что нарушение прав может быть подлинным или мнимым.
3.
Неравнозначность терминов «действие» и «решение».
Предмет
обжалования. Обжалуются коллегиальные и единоличные решения, действия (в
том числе, предоставление информации как основания для принятия решения), в результате
которых:
- нарушены
права и свободы;
- созданы
препятствия для осуществления прав и свобод;
- незаконно
возложены обязанность или ответственность.
Соотношение
с административным порядком рассмотрения обращений. Решение проблемы
подведомственности административно-правовых споров различно в зависимости от
того, какой принцип положен в основу.
В мире
существует два принципа:
1. Общая
«клаузула» (генеральное положение) означает принципиальную возможность
судебного обжалования любого индивидуального или нормативного акта, который
затрагивает права и законные интересы граждан или организаций.
2. Перечневый
принцип, т.е. путем перечисления обжалуемых споров.
Существует
также последовательный и альтернативный порядок судебного обжалования.
Различают
право на общую и специальную судебную жалобу.
Общая
жалоба означает, что любое решение, действие, акт могут быть обжалованы в
суд любым гражданином.
Специальная
жалоба подается субъектом, обладающим специальным статусом (военнослужащий,
студент и т.п.) по поводу специальных правоотношений. Регулируется специальными
нормативными актами (АПК РФ, УПК, КоАП РФ).
Сроки
подачи жалобы:
- 3 месяца - с момента, когда лицо узнало о нарушении
его права;
- 1 месяц –
со дня получения письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы;
- 1 месяц - с момента истечения месячного срока для
ответа на жалобу.
Сроки могут
быть продлены по решению суда.
Правила
рассмотрения обращений. Рассмотрение обращений осуществляется по правилам,
установленным ГПК РФ (главы 23-25).
Суд
рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:
а) по заявлениям
граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов;
б) по
заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих.
Статья 247 ГПК
РФ регулирует порядок обращения в суд. В отличие от административного порядка
гражданин обращается не с жалобой, а с заявлением, в котором должно быть
указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны
незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями
(бездействием).
Обращение
заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к
должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.
Таким образом, в российском праве установлен альтернативный порядок подачи
жалобы: либо в вышестоящий орган, либо в суд.
Бремя
доказывания
Обязанности по
доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного
правового акта, его законности, а также законности оспариваемых ненормативных
актов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
возлагаются на этот орган или должностное лицо.
Место рассмотрения
Заявление может
быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения
органа должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Сроки
рассмотрения
Заявление
рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя
или представителя того органа, чьи акты или действия (бездействие)
оспариваются.
Результаты рассмотрения
заявления: удовлетворение или отказ в удовлетворении заявления.
При удовлетворении
заявления оно признается обоснованным и устанавливается обязанность
соответствующего органа должностного лица устранить в полном объеме допущенное
нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином
его прав и свобод. Данное решение суда направляется для устранения допущенного
нарушения руководителю органа, должностному лицу, решения, действия
(бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности
орган в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В суд и
гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в
течение месяца со дня получения решения.
|