Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 2. Административно-правовой статус граждан и организаций
Тема 6. Коллективные субъекты административного права
2. Административно-правовой статус организаций
Особенности правового регулирования. Правовое
положение указанных организаций в целом определяется, в первую очередь, нормами
гражданского законодательства: ГК РФ, законами, например, Закон РФ об акционерных
обществах, положениями, уставами и иными нормативными актами. Сложность - эти акты регулируют правосубъектность этих
организаций в гражданско-правовых отношениях, но в некоторой степени и в административных
правоотношениях.
Преобладающая часть норм, устанавливающих
административную правосубъектность, содержится в актах, адресованных государственно-властному
субъекту, а не организациям (коллективным образованиям) т.е. правосубъектность
организаций закреплена косвенным («зеркальным») путем - путем закрепления прав и обязанностей
органов исполнительной власти в отношении данных организаций.
Таковы положения об органах исполнительной власти
(налоговых, внутренних дел, таможенных и т.д.) Большое значение имеют акты, регулирующие
отдельные полномочия органов в отношении всех организаций (лицензирование,
государственная регистрация, обеспечение безопасности и т.п.)
Не обсуждается широко и вопрос об административной
правосубъектности данных организаций -
нет статей и монографий, нет исследований, но фактическое значение
административно-правовых отношений, их реальное влияние на всю общественную
жизнь намного больше и значительней, чем правовое регулирование.
Административная правосубъектность - способность быть носителем прав и обязанностей в
государственном управлении, способность вступать в административно-правовые
отношения. Административная правосубъектность складывается из административной
правоспособности и дееспособности, то есть для организаций способность иметь
права и обязанности и осуществлять их самостоятельно сливаются в одно понятие
правосубъектности и, в отличие от правосубъектности физических лиц, возникают
одновременно. Деликтоспособность означает способность нести юридическую
ответственность за свое неправомерное поведение и является также элементом правосубъектности.
В отличие от физических лиц правосубъектность коллективных образований
ограничивается теми целями и задачами, для которых они создаются и
функционируют. Деятельность этих организаций направлена на удовлетворение общих
или индивидуальных интересов людей как субъектов правоотношений. Организация и
деятельность этих коллективных образований определяется законами, иными нормативными
актами и их собственными уставами, не противоречащими правовым нормам.
Дееспособность организаций непосредственно осуществляется
действиями физических лиц, представителей, выступающих от имени организаций.
Таковыми могут быть должностные лица, государственные служащие, руководители,
председатели и т.д. Действия таких представителей считаются действиями самих
организаций. Это обстоятельство порождает одну из серьезных проблем при
применении административной ответственности – как должна соотноситься
ответственность юридических лиц и их представителей
Характерные черты административной правосубъектности
организаций (Конин Н.М.):
1. Административная правосубъектность предприятий
связана с властной (государственно-властной) деятельностью (интересы предприятий
связаны с исполнительной властью). Иными словами, присутствует публичный
интерес.
2. Эти отношения -
организационные, управленческие.
3. Административная правоспособность закрепляется в
нормах административного права и реализуется в административных правоотношениях.
4. Административная правосубъектность играет «трансмиссионную»
роль, в процессе ее реализации приводятся в движение гражданские, трудовые,
финансовые, земельные и др. отношения, (регистрация, заявление).
Общий и особенный статус
Можно говорить об общем
административно-правовом статусе и особенном (специальном) административно-правовом
статусе государственных и негосударственных организаций. Например, все
коммерческие организации обладают общим статусом, а субъекты естественных
монополий – специальным.
Общий административно-правовой статус
возникает по следующим вопросам: государственная регистрация, лицензирование,
квотирование, предоставление обязательной информации и отчетность, (для
налогообложения, статистики, обязательный бухгалтерский учет), природопользование,
труд и занятость, санитарно-гигиенические и противоэпидемические правила,
противопожарные правила, безопасность, антимонопольное законодательство,
землепользование.
Специальный статус государственных унитарных
предприятий: учреждение, определение профиля и вида деятельности, место,
наделение средствами, утверждение устава, назначение руководителя, заключение с
ним контракта, государственный заказ, изъятие имущества, прекращение
деятельности.
Соответственно нормами
административного права закрепляются права и обязанности организаций,
которые можно разделить на две группы:
1 группа - общие
для всех субъектов права и обязанности:
- соблюдать санитарные,
противопожарные, таможенные, экологические, антимонопольные и другие
общеобязательные правила;
- соблюдать правила
регистрации, лицензирования, аттестации, сертификации деятельности организаций;
- обязанность не препятствовать
реализации полномочий субъектов публичной власти при осуществлении контроля за
деятельностью последних;
- закреплены определенные права
организаций как подвластных объектов при осуществлении государственного
контроля и надзора.
Составной частью правосубъектности
является административная деликтоспособность организаций. КоАП РФ закрепил
основы административной ответственности юридических лиц.
В законодательстве установлены
административно-правовые гарантии самостоятельности частных организаций, защиты
их от административного произвола.
Комментарий – последнее положение имеет большое практическое значение,
но теория уделяет мало внимания. Однако это положение о защите прав организаций
(юридических лиц) от неправомерных действий органов исполнительной власти
должно быть специальным институтом, таким, например, как институт обращений
(жалоб) граждан. Правовой основой должен быть ФЗ от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного
контроля (надзора)».
Специальный статус может быть у организаций, в существовании и развитии
которых государство заинтересовано. Например, предприятия малого и среднего
бизнеса, предприятия, использующие труд инвалидов, некоммерческие организации,
занимающиеся социально-значимой деятельностью (для молодежи, студентов,
ветеранов, инвалидов и т.д.). Особое место в современных условиях занимают государственные
корпорации.
Существует 3 типа (варианта) отношений между органами
исполнительной власти и организациями:
1. Горизонтальные -
договорного типа, когда передаются полномочия на основе договоров или создаются
совместные структуры или заключаются иные соглашения, таковы также и
процессуальные отношения (аусоринг).
2. Вертикальные отношения в рамках организационной
(имущественной) зависимости (учредитель, собственник - государство). Созданы специальные органы исполнительной власти
– агентства, которые осуществляют функции по управлению государственным
имуществом.
3. Вертикальные отношения вне рамок организационной зависимости
(подведомственности), связанные с функциональной властностью органов
государства - контроль, надзор,
привлечение к административной ответственности.
В некоторых учебниках -
руководители государственных организаций называются должностными лицами,
наделенными полномочиями государственно-властного характера. На них
распространяется дисциплинарная власть уполномоченных органов государства, но
этот вопрос не имеет однозначного решения, относится ли это к сфере публичного
или частного нрава.
|