Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 3. Органы исполнительной власти
Тема 7. Органы исполнительной власти
5. Структура и штаты органов исполнительной власти
Структура органов - это состав (совокупность) подразделений,
схема распределения между ними функций и полномочий, а также система (формы)
взаимоотношений (взаимодействия) этих подразделений.
Организационная структура
органа предопределяется тем, какие задачи и функции возлагаются на него, для
каких целей он создан. Структура должна обеспечить максимальную эффективность
его работы. Недостатки структуры отрицательно сказываются на его функционировании.
Типы структур:
а) линейная структура - наиболее простая. Один субъект ведает всеми
функциями управления, у одного объекта один субъект,
б) функциональный тип
структуры - функции органа управления делятся
между структурными подразделениями, каждое из них выполняет определенную
функцию, соответственно «выходит» на объект по вопросам этой функции.
Недостатки: распыленность, несогласованность, множественность указаний для
объекта. Две формы этого типа структуры: штабная и специализированная. Штаб
осуществляет координационную, аналитическую и обслуживающую деятельность.
в) отраслевой или производственно-отраслевой
тип структуры - в рамках органа,
руководящего отраслью, создаются подразделения для руководства подотраслями или
группами объектов.
В принципе аппарат почти
любого органа включает следующие структурные подразделения:
а) руководство, (директор,
ректор, замы),
б) отраслевые подразделения (главные
управления, отделы, факультеты),
в) функционально-отраслевые
отделы,
г) обслуживающие подразделения
(канцелярия, машбюро, хозяйственное управление).
Кроме традиционных появляются
новые типы структур, поскольку основное требование в современных условиях - гибкость. В основу передового мирового
опыта положен принцип минимакса -
структура должна обладать минимальным числом степеней свободы для решения
максимального количества задач при возможных изменениях внешней среды.
Прогрессивным считается
создание не столько стационарных (постоянных, формальных), сколько нестационарных
(временных, программно-целевых структур). Управление проектами.
Управление считается более эффективным не в иерархических, а в инновационных,
обучаемых структурах (условно -
пирамида и молекула). Дивизиональные структуры -
обладающие автономией подразделения.
Структура и штаты управления - взаимосвязанные понятия. Штатная численность
- количество работающих, закрепленное
официально. Штатное расписание - акт, в
котором указаны перечень структурных подразделений, перечень и количество
должностей с указанием должностных окладов. Типовые штаты - для типичных органов, типовые показатели.
Очень важно - кто утверждает структуру
и штаты. Это показатель самостоятельности или зависимости.
|