Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 5. Функции, формы и методы государственного управления
Тема 9. Содержание, методы и формы государственного управления
1. Содержание (функции) государственного управления
Общие
положения. Основой для изучения функций, методов и форм государственного
управления являются философские категории «содержание» и «форма». Содержание –
это взаимосвязанные, внутренние, существенные для качественной характеристики
какого-либо явления его свойства и признаки. Содержание также определяют как
совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.
Форма – внешнее выражение содержания, способ его существования.
Выделяется внутренняя форма (структура) и внешняя форма – внешнее выражение.
Взаимосвязь формы и содержания. Содержание предопределяет форму, но
она, в свою очередь, влияет на содержание. Форма может сдерживать развитие
содержания.
Дискуссии
В советском административном праве под содержанием обычно понимали
функции управления. Дискуссии – по поводу двух моментов:
1. что понимать под содержанием государственного управления;
2. что такое функции государственного управления.
Некоторые авторы выделяли содержание – функции и методы, а им противостоят
формы государственного управления.
Б.М. Лазарев понимал под содержанием государственного управления цели,
задачи, властный фактор, функции и методы государственного управления. Эти
элементы влияют на формы государственного управления.
Следовательно, при любом подходе функции включаются в содержание, образуют
его сердцевину.
Формула универсальной управленческой цепочки
Цель ® задачи
(подцели) ® функции ® методы ® формы - это универсальная
управленческая цепочка. Здесь каждый последующий элемент предопределяется
предыдущим.
Цель государственного управления предопределяется политикой. Это
политическая задача – формулирование целей государственного управления в
широком смысле, законодательная (конституционная) задача – формулирование целей
для исполнительной власти.
Эффективность государственного управления зависит, в первую очередь,
от правильного отражения в политике назревших проблем развития общества и
ожиданий населения.
Цели образуют систему, они должны быть организованы иерархически («дерево
целей»), подцели – это шаги, средство достижения более крупных целей. Цели
могут быть политическими, стратегическими, тактическими, оперативными.
Системный подход – цели для системы задаются системами более высокого
уровня, которые предопределяют условия их существования. Система социального
управления – система более высокого уровня для государственного управления.
Б.П. Курашвили называет эти социально заданные цели императивами (требованиями,
велениями). Часть из них выражается юридически, часть содержится в неправовых
нормах - это социальное мировоззрение,
система взглядов общества на социальный мир (идеология, мораль, право).
Б.М. Лазарев выделял после целей следующий элемент – волевой, государственно-властный
фактор. Здесь речь идет о власти как возможности субъекта управления влиять
на объект управления, без чего управление является трудно осуществимым.
Большинство авторов считают, что функции – это основной элемент
содержания государственно-управленческой деятельности.
В науке административного права это один из наиболее сложных и дискуссионных
вопросов.
Латинское слово «funktio» – переводится как
«исполнение, деятельность». Во многих работах функции рассматриваются определенные
виды труда, направления деятельности, виды действий, элементы управленческого
процесса, стадии цикла.
Ю.М. Козлов – функция управления – это особый вид управленческой
деятельности, имеющий специфическое «технологическое» назначение. Он приводит
универсальный для любой управленческой деятельности перечень функций
(прогнозирование, планирование, организация, регулирование, руководство,
координация, учет, контроль).
И.Л. Бачило – серьезное исследование проблемы функций управления. Функция
управления - это общее определение
(направление) деятельности субъекта управления по организации объекта
управления, функции органа управления – комплекс организационно-правовых
воздействий субъекта управления на объект.
Г.В. Атаманчук – функции государственного управления – виды властных
планово-организующих и регулирующих воздействий государства, отличающихся друг
от друга по предмету, содержанию и способу преобразования объектов.
Классификация функций. Б.П. Курашвили предложил научно обоснованную
и аргументированную систему функций. Он проводил взаимосвязь функций
государства – функций видов государственной деятельности – функций органов
государства. Государственное управление может быть разделено на функции в зависимости
от разных оснований. Каждый из них дает набор функций, таким образом, можно
говорить о многозначной классификации функций. Пересечение всех этих
классификаций дает многомерную (нелинейную) модель функций государственного
управления.
Наиболее общие основания: субъект управления, объект управления,
технология управления (воздействие).
Субъектные функции: по критерию субъект управления
выделяются функции каждой ветви власти и каждого органа. Они закрепляются в
компетенционных актах – законах, положениях и т.д. Пример – Указ Президент РФ
от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти».
Объектные функции: по основанию объект управления выделяются
функции объектные: территориальные (страна, территориальные единицы, регионы),
отраслевые (экономика, сельское хозяйство, транспорт), реляционные
(социально-пространственные - в
зависимости от состава участников общественной жизни – социальная структура,
демографические слои – пенсионеры, молодежь и т.д.), эволюционные (т.е.,
временные – стабилизация и развитие).
Технологические функции: это функции собственно процесса
управляющего воздействия. Эти функции делятся на операционные и стадиальные.
Все предыдущие функции реализуются с помощью технологических. Операционные –
исследование ситуации, собственно управление, учет и оценка ситуации,
нормативная регламентация. Стадиальные – подготовка управленческого решения,
его принятие, реализация и более дробные функции.
Д.Н. Бахрах отмечает, что общие «беспредметные» функции - это всего лишь научная абстракция, а в
реальной жизни реальные субъекты воздействуют на конкретный объект управления
особым образом. Поэтому общие функции в жизни конкретизируются, например,
функция контроля может выглядеть как внутриведомственный контроль,
надведомственный контроль или учебный контроль и т.п.
Он выделяет три группы функций:
1. Функции ориентирования системы (прогнозирование, планирование, регулирование,
руководство).
2. Функции обеспечения системы (кадровая, материально-технического
обеспечения, финансирования, организационно-структурного обеспечения, информационного
обеспечения).
3. Функции оперативного управления системой (непосредственное регулирование
деятельности, учет, контроль, оценка).
Эту классификацию повторяют некоторые учебники, например, учебник Ю.Н.
Старилова.
Учебник ИГП РАН – функции учетно-регистрационного характера, лицензирования,
сертификации, стандартизации.
Выделяются функции основные и вспомогательные, обслуживающие,
общеорганизационные и специализированные. Функции совместимые и несовместимые,
взаимодополняющие и взаимоисключающие.
Выделяют функции исполнительной власти – регулятивную, нормотворческую,
контрольно-надзорную, правоохранительную, юрисдикционную.
Но в целом, в учебниках этот вопрос освещен менее подробно или вообще
не рассматривается. Однако проводимая в стране административная реформа
основывается на теории функций управления. Научные положения и терминология
становятся правовыми, закрепляются в актах. Функции находят правовое
закрепление в компетенции органов (полномочия по осуществлению функций).
|