Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 6. Административное принуждение и ответственность
Тема 16. Производство по делам об административных правонарушениях
2. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях.
Производство по делу
об административном правонарушении ведут субъекты процесса: лицо,
уполномоченное возбуждать дело об административном правонарушении (статьи 27.2,
27.3, 28.3, 28.4 КоАП); лицо, уполномоченное рассматривать дело (ст. 22.1,
глава 23 КоАП); лицо, уполномоченное пересматривать постановление по делу
(ст.30.1 КоАП). Это те уполномоченные лица, которые наделены правом принятия
решений в производстве по делу (решений о возбуждении дела или отказе в
возбуждении дела, о назначении наказания или прекращения производства и т.д.).
Кроме субъектов
процесса в производстве участвуют и другие лица, статус которых определяется
нормами главы 25 КоАП.
Классификация.
Все лица,
участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, могут
быть разделены на две группы.
1. Лица, участвующие
в производстве. Это те лица, которые имеют собственный или представляемый
интерес в отношении исхода дела, чьи права затрагиваются принятым
постановлением. Это лицо, в отношении которого производство ведется,
потерпевший, их законные представители, защитник и представитель.
2. Лица,
содействующие производству. Эти лица не имеют своего интереса в исходе
производства, они содействуют его осуществлению в силу своих профессиональных
обязанностей или в процессе выполнения гражданского долга. Это эксперты,
специалисты, переводчики и свидетели и понятые.
Лица, участвующие
в производстве.
Права лица, в
отношении которого ведется производство по делу, указаны в статье 25.1 КоАП РФ.
Важнейшим правом является право знать о том, что в отношении этого лица
возбуждено дело об административном правонарушении и о времени и месте его
рассмотрения. Присутствие лица на рассмотрении дела является его обязанностью.
В случае неявки лицо может быть подвергнуто приводу.
Потерпевший – это лицо, которому административным правонарушением
причинен физический, имущественный или моральный вред. Его права перечислены в
ст. 25.2 КоАП. Они совпадают с правами лица, в отношении которого ведется
производство. Основным материальным (не процессуальным) правом потерпевшего
является право требовать возмещения имущественного вреда в рамках рассмотрения
дела об административном правонарушении.
КоАП Российской Федерации разделяет представительство, основанное на законе,
и представительство, основанное на договоре.
О законных представителях речь идет в статьях 25.3 и 25.4 КоАП. В зависимости
от того, чьи интересы надо представлять – физического или юридического лица,
законными представителями могут быть разные лица. Законными представителями
физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также
иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами
органом юридического лица. На практике в качестве законного представителя
юридических лиц выступают их руководители.
Большое внимание в деятельности органов, рассматривающих дела об
административных правонарушениях, уделяется вопросам подтверждения полномочий
лица, выступающего представителем.
Говоря о защитнике и
представителе, мы ведем речь о договорном представительстве. Защитник оказывает
помощь лицу, привлекаемому к ответственности, а представитель – потерпевшему. В
этих качествах могут выступать любые лица, не только адвокаты. Права и обязанности
защитника и представителя являются равными, в этом воплощается принцип
равноправия сторон.
Лица, содействующие производству.
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может
быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие
установлению. Основной обязанностью свидетеля является обязанность явиться по
вызову и дать правдивые показания, а главным правом – право не
свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
Свидетель предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний или
дачу ложных показаний.
В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в
исходе дела совершеннолетнее лицо. Понятой обязан засвидетельствовать своей
подписью факт совершения процессуальных действий, при которых он присутствует.
В некоторых случаях понятой может быть вызван на рассмотрение дела об
административном правонарушении и опрошен в качестве свидетеля.
В качестве специалиста может быть привлечено любое не заинтересованное в
исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для
оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также
в применении технических средств. В отличие от эксперта, специалист не дает
заключения (заключение эксперта является источником доказательств), а поясняет
все устно, или письменно, но вне рамок проведения экспертизы.
В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в
исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке,
технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи
экспертного заключения. Эксперт проводит экспертизу, после чего составляет
заключение. Эксперт несет ответственность за отказ от проведения экспертизы или
дачу ложного заключения. Работа эксперта, как и работа специалиста,
оплачивается.
В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в
исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода
(понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или
сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
Переводчик обязан переводить полно и точно, в противном случае он несет ответственность.
Потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту,
эксперту, переводчику и понятому возмещаются расходы, понесенные ими в связи с
явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело
об административном правонарушении. Возмещение расходов производится в
соответствии с правилами, содержащимися в постановлении Правительства РФ от 4
марта 2003 г. «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников
производства по делам об административных нарушениях и оплате их труда».
Прокурор.
Отдельного внимания заслуживает статус прокурора в производстве по делу
об административном правонарушении. Прокурор обладает широкими полномочиями:
1) он вправе возбудить дело об административном правонарушении;
2) он обязательно извещается о времени и месте рассмотрения дела о
привлечении к ответственности несовершеннолетнего;
3) он осуществляет надзор за соблюдением законов при производстве по
делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в
производстве суда. Для этого прокурор наделяется правом участвовать в этих
делах;
4) он вправе приносить протесты на вступившие в законную силу постановления
по делам об административных правонарушениях (ст. 30.11 КоАП), то есть уже
после того, как участники производства утратили право на обжалование.
|