Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева, Н.А. Морозова, Е.Г. Приходько
Административное право
Опорный конспект лекций. Красноярск: СФУ, 2008.
Раздел 7. Государственное управление в экономической сфере»
Тема 17. Особенная часть административного права. Государственное управление в сфере экономики
2. Государственное управление в сфере экономики
Конституционные положения об
основах государственного управления (административно-правового регулирования и
государственного управления – терминология учебника ИГП РАН) – это принципы
обеспечения единого экономического пространства, свободного перемещения
товаров, услуг, финансовых средств, единой денежной системы, поддержки
конкуренции и противодействия монополизму, признание всех форм собственности. В
то же время Конституция РФ не содержит прямого закрепления роли и влияния
государства на экономические процессы. Это отражение существовавшей в то время
идеологии либерализма, направленной на разгосударствление социальных процессов.
Есть указание на социальный характер государства и рыночной экономики.
Основные направления
государственного воздействия на экономику:
- правовое регулирование (в том
числе, административно-правовое регулирование) осуществляется через законы и
подзаконные акты; удельный вес и роль подзаконных актов чрезвычайно велики;
- координация экономической
деятельности;
- влияние на приоритеты,
стимулирование желательных для государства направлений развития экономики;
- управление государственной
собственностью;
- защита прав и законных
интересов участников хозяйственных отношений;
- государственная регистрация;
- лицензирование;
- государственный контроль и
надзор.
Воздействие по этим
направлениям осуществляется различными методами – от методов властного
вмешательства, в том числе, обязывания, применения принуждения
(разрешение-лицензирование, государственный контроль – включая меры
принуждения) до методов стимулирования, убеждения, рекомендаций, предоставления
прав и различных льгот.
Соответственно функциям и
методам государственного воздействия образуются органы исполнительной власти,
осуществляющие в сфере экономики функции выработки политики и правового
регулирования (федеральные министерства), функции контроля и надзора, регистрации
(федеральные службы), функции предоставления услуг и управления государственным
имуществом (федеральные агентства) или органы, осуществляющие все перечисленные
функции относительно специальной сферы (государственные комитеты).
Основные задачи административной
реформы в данной сфере – ограничение вмешательства государства в экономическую
деятельность субъектов предпринимательства, избавление государства от
несвойственных (избыточных) функций, передача функций негосударственным
структурам (аутсорсинг).
Органы исполнительной власти
в сфере экономики.
1. Правительство РФ –
высший орган исполнительной власти, осуществляющий функции общего руководства
нормативно-правового регулирования. Это орган общей компетенции, осуществляет
все функции относительно объектов любой отраслевой принадлежности.
Правительство РФ разрабатывает и реализует экономическую политику государства,
в том числе, структурную и инвестиционную, регулирует экономические процессы,
формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
Федеральные программы
представляют собой современный механизм государственного воздействия. Это
комплекс государственных мероприятий, направленных на достижение определенного
результата (например, развитие той или иной отрасли промышленности). Порядок
разработки, принятия и реализации целевых программ регулируется ФЗ от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».
2. Можно выделить общеэкономические
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие координационные
функции и функции межотраслевого характера:
- Министерство
экономического развития и торговли;
- Федеральная
таможенная служба;
- Федеральное
агентство по государственным резервам;
- Федеральное
агентство по управлению федеральным имуществом;
- Министерство
финансов;
- Федеральная
налоговая служба;
- Федеральная
служба страхового надзора;
- Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора;
- Федеральная
служба по финансовому мониторингу;
- Федеральное
казначейство (федеральная служба).
Федеральные службы и федеральные
агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:
- Федеральная
антимонопольная служба;
- Федеральная
служба по тарифам;
- Федеральная
служба государственной статистики;
- Федеральная
служба по финансовым рынкам;
- Федеральная
служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- Федеральное
агентство по атомной энергии;
- Федеральное
космическое агентство.
3. Иные федеральные органы
исполнительной власти можно сгруппировать по комплексам отраслей: промышленность,
сельское хозяйство (АПК – агропромышленный комплекс), транспорт и связь,
жилищно-коммунальное хозяйство и строительство, экология и природопользование.
Промышленность и энергетика:
- Министерство
промышленности и энергетики;
- Федеральное
агентство по промышленности;
- Федеральное
агентство по техническому регулированию и метрологии;
- Федеральное
агентство по энергетике.
Сельское
хозяйство:
- Министерство
сельского хозяйства;
- Федеральная
служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- Федеральное
агентство по сельскому хозяйству.
Транспорт и
связь:
- Министерство
транспорта;
- Федеральная
служба по надзору в сфере транспорта;
- Федеральное
агентство воздушного транспорта;
- Федеральное
дорожное агентство;
- Федеральное
агентство железнодорожного транспорта;
- Федеральное
агентство морского и речного транспорта;
- Федеральное
агентство геодезии и картографии;
- Министерство
информационных технологий и связи;
- Федеральная
служба по надзору в сфере связи;
- Федеральное
агентство по информационным технологиям;
- Федеральное
агентство связи.
Жилищно-коммунальное
хозяйство и строительство:
- Министерство
регионального развития;
- Федеральное
агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Особое место занимают органы,
осуществляющие государственное управление в области экологии и
природопользования:
- Министерство
природных ресурсов;
- Федеральная
служба по надзору в сфере природопользования;
- Федеральное
агентство водных ресурсов;
- Федеральное
агентство лесного хозяйства;
- Федеральное
агентство по недропользованию;
- подведомственный непосредственно Правительству РФ Государственный комитет по рыболовству.
Защиту отдельных
сфер природной среды осуществляет от воздействия осуществляет Федеральная служба
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Правовое
регулирование их деятельности осуществляется соответствующими федеральными
законами и подзаконным актами (в первую очередь, указами Президента РФ или
постановлениями Правительства РФ, утверждающими положения об этих органах). Например,
Положение о Министерстве экономического развития и торговли РФ: утв.
постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г., Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утв. приказом ФАС РФ
от 13 октября 2004 г., Положение о Министерстве регионального развития РФ: утв.
постановлением Правительства РФ от 25 января 2005 г., О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника
имущества федерального государственного унитарного предприятия: постановление
Правительства РФ от 3 декабря 2004 г.
Так,
Минэкономразвития осуществляет следующие полномочия:
- вносит
в Правительство проекты законов и иных нормативных правовых актов;
- принимает
нормативно-правовые акты в области развития экономики и торговли;
- осуществляет
мониторинг и анализ социально-экономических процессов, разработку прогнозов
социально-экономического развития;
- координацию
деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в
экономику иностранных инвестиций;
- выдачу
лицензий и других разрешительных документов на осуществление
экспортно-импортных операций.
Подведомственные
Минэкономразвития службы и иные федеральные службы осуществляют контроль и
надзор в сфере экономики непосредственно и через свои территориальные органы –
инспекции, рассматривают дела об административных правонарушениях.
Положение о
Федеральной антимонопольной службе (ФАС) утверждено постановлением
Правительства РФ от 30 июня 2004 г.. ФАС вносит в Правительство проекты
законов, иных нормативных правовых актов в сфере антимонопольной деятельности,
самостоятельно принимает нормативные правовые акты в данной сфере, осуществляет
контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства и
законодательства о рекламе, выдает заключения, обязательные для исполнения
предписания, осуществляет согласование реорганизации хозяйствующих субъектов и
т.д.
|